Сабуров Александр Матвеевич
— артист московской драматической труппы; род. 1800 г., в Орловской губ.; сценическому искусству обучался в московском театральном училище, куда был определен в 1809 г., а выпущен в 1821 г.; кроме того, как лучший воспитанник, был посылаем дирекцией для слушания лекций в московский университет.
В 1821 г. тогдашний директор московских театров А. А. Майков послал Сабурова в С.-Петербург для ознакомления с игрой первостепенных талантов, украшавших тогда сцену невской столицы.
Здесь С. в первый раз (если не считать ученических спектаклей в школе) выступил на сцене в роли графа Альмавивы в "Севильском Цирюльнике". Успех дебютанта был так велик, что петербургская театральная администрация немедленно предложила ему место в своей труппе, но А. А. Майков не согласился на это отвлечение полезной силы от московского театра.
Во всяком случае пребывание в Петербурге принесло немало пользы С., познакомив его с приемами и духом игры таких выдающихся талантов, как, напр., Сосницкий, который с особенным вниманием и участливостью отнесся к начинающему артисту и дал много полезных указаний и советов на первых шагах его деятельности.
Зачисленный в труппу московского театра, С. сразу же занял почетное место в ее составе.
Дело в том, что поступление С. на сцену совпало с некоторой реформой репертуара в московском театре.
В то время начали освежать состав пьес некоторыми новинками, позаимствованными у петербургского театра, причем в этих новых пьесах С. поручались те ответственные роли, которые в С.-Петербурге исполнялись Сосницким.
Таким образом в летописях московского театра имя С. должно быть поставлено в ряду тех деятелей сцены, которыми создавались роли в пьесах, впервые вошедших в репертуар; именно, С. созданы роли — Ветрона в комедии "Луканин", Посошкова в комедии "Благородный театр", Дюка д''Эльмара в комедии "Урок старикам" и некоторые. др. Кроме того, в свои бенефисы С. тоже поставил новинки: "Финн", "Севильский Цирюльник", "Свадьба Фигаро". Особенно удачно вышла у него роль цирюльника в двух последних комедиях. "Успех его" — отзывается один из современников — "превзошел все ожидания.
В России никто не играл и вероятно никогда не сыграет роли севильского цирюльника с таким совершенством, как Сабуров". На московской сцене С. в свое время не имел соперников в передаче также следующих ролей: младшего Стрельского в ком. "Два брата", Хрустилина в вод. "Новый Рокус Пумперникель" (были любители, предпочитавшие в этих ролях С. с.-петербургскому их исполнителю — Сосницкому), Жака Трише в водев. "Два учителя", Грифьяка в вод. "Феникс" и др. Вообще репертуар С. был очень обширен: особенно хорош он был в комедиях и водевилях в ролях молодых людей, повес и ветреников; иногда он исполнял и в трагедиях вторые роли — со средним успехом.
Будучи хорошим танцором, С. часто был приглашаем в качестве учителя по танцевальному искусству в аристократические дома Москвы.
Это обстоятельство между прочим не прошло бесследно и для развития его сценического дарования.
Непосредственное знакомство с высшим обществом помогло ему с совершенной легкостью и полной естественностью исполнять роли, в которых он должен был олицетворять представителей аристократического мира. Нечего и говорить, что в танцевальной части дивертисментов, входивших тогда в репертуар, С. пленял публику своей грацией и даже затмевал присяжных танцоров.
Выделяясь в составе тогдашнего артистического мира своею образованностью, С. пробовал свои силы и на поприще драматической литературы.
Им переделан с французского водевиль "Опыт артистов или авось удастся", написанный сценично и имевший значительный успех при его постановке, и переведена (тоже с франц.) драма: "Ночь в замке Палюцци", поставленная им в свой бенефис.
С. обладал верным и свежим критическим чутьем; его приговоры о пьесах, о вероятном их успехе или неуспехе, всегда оказывались непогрешимыми и безошибочными, а оценка тех персонажей, которых ему приходилось олицетворять, показывала в нем тонкого знатока человеческого характера.
В частной жизни он был человек веселый, общительный и всегда остроумный собеседник. — Сабуров скончался 18 июня 1831 г., проболев всего два дня. О нем: А. P., "Некрология А. М. Сабурова" (в "Репертуаре Русского театра" 1840 г., кн. IV); есть также некролог в "Молве", 1831 г., № 27. {Половцов} Сабуров, Александр Матвеевич — артист Имп. московских театров (1800—1831), муж Аграфены Тимофеевны С.; очень хорошо играл роли светских молодых людей, отличался прекрасною дикциею и благородством осанки.
Большой успех имел в водевилях, особенно в роли Грифьяка ("Феник, или Утро журналиста"). {Брокгауз} Сабуров, Александр Матвеевич [1800 — 28.6(10.7). 1 83 1, Москва] — арт. драмы и оперы (бас). Отец Е. Сабуровой, муж А. Т. Сабуровой.
В 1824 окончил Моск. театр. уч-ще. С 1823 выступал в Моск. Имп. т-ре на Моховой, с 1824 — в Моск. Малом т-ре, с 1825 — моск. Большом Петровском т-ре. Обладал прекрасной дикцией.
Выступал в операх, водевилях и драмах. 1-й исп. партий: Адольфа де Люссеваля ("Женщина-полковник"), Вельского ("Продажная одноколка"), Армаыа ("Проситель"), Ипполита ("Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье"), ? ("Крылатые женщины, или Чудесные золотые клетки"), ? ("Сокол князя Ярослава Тверского, или Суженный на белом конс"), Адольфа ("Три десятки, или Новое двухдневное приключение"), Графа Юрьина ("Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль"), Астольфа ("Пастушка, старушка, волшебница, или что нравится женщинам"), Луцкого ("Женщина-лунатик замужем"), Ясницкого ("Праздник в Подмосковной, или Сюрпризы в новом роде"), Лионского ("Нераздельные, или Новое средство платить долги"), ? ("Выкуп Барда, или Сила песнопения"), Белькура ("Средство выдавать дочерей замуж"), Меркурия ("Девкалионов потоп, или Меркурий-предъявитель"), Альфонса ("Бочонок пороху"); в Москве — Сейфара ("Алина, королева Голкондская" Ф. Буальдье), Тарабара ("Леста, днепровская русалка"), ? ("Прекрасный паж, или Арестант в крепости"); на рус. сцене —Храброва ("Встарь и ныне"), ? ("Мария, или Черный лес"). Партнеры: А. Бантышев, П.А. Булахов, Н. Лавров, В. Рязанцев, А. Сабурова.
Пел п/у Ф. Шольца.
Сабуров, Александр Матвеевич муж Аграфены Тимоф., артист Императ. московск. театра; род. 1800 г., † 1831 г. 28 июня. {Половцов}