Сабиров Владимир Шакирович
(р. 15.06.1951) — спец. по этике, истории рус. филос.; д-р филос. наук. Род. в г. Красноуральск Свердловской обл. Окончил филос. ф-т Уральского гос. ун-та (1978), асп. по кафедре этики МГУ (1984). Преподавал филос. дисциплины в Башкирском гос. пед. ин-те в Уфе (1978—1981), Пермском гос. техн. ун-те (1985—1995). Заведовал кафедрой филос. культуры и образования в Перм. обл. ин-те повышения квалификации работников образования (1993—1995). Проф. кафедры филос. Новосиб. гос. архитектурно-строительного ун-та (с 1996), зам. директора Ин-та гуманит. образования при НГАСУ (с 1998). Канд. дисс. — "Этико-философский анализ проблемы жизни и смерти" (1984). Докт. дисс. — "Сотериологическое предназначение и смысл русской религиозной философии" (1996). В своих работах С. показал, что совр. зап. танатология, опираясь на позитивистскую методол., исследует тему смерти в отрыве от дух., нравств. и культурных ценностей, вне смысложизнен-ных исканий и ориентации личности.
Для рус. филос. и культурной традиции характерна иная парадигма постановки и решения проблемы смерти.
С. считает, что практически все проблемы и идеи рус. религ. филос. (всеединство, теодицея, соборность, учение о Богоче-ловечестве, рус. космизм, софиология, эрос и др.) в своей онтол. глубине содержат вопрос о смерти, а его осмысление и постижение дается в сотериологич. русле, в плане учения о спасении.
Смерть и спасение трактуются в рус. филос. широко, включая в себя личностный, социокультурный, космич. и дух. аспекты бытия. Непреходящее значение рус. религ. филос. заключается в том, что она выполняла корректирующую роль по отношению к эсхатологич., хилиастическим и харизматическим тенденциям нац. сознания, предупреждала об опасностях ложных путей спасения личности, страны и человечества.
Соч.: Критический анализ философско-этических оснований современной танатологии // ФН. 1985. № 3; Этический анализ проблемы жизни и смерти.
М., 1987; Смысл жизни личности: нравственно-воспитательные аспекты // Этика и мораль.
Философско-этические проблемы воспитания.
М., 1990; Два лика зла (размышления русских мыслителей о добре и зле). М., 1992; Откровение сердца ("Сон смешного человека" Ф.М. Достоевского в традиции русского философствования) // Бежин луг. 1995. № 2; Русская идея спасения (жизнь и смерть в русской философии).
СПб., 1995; Русские сны наяву (философский анализ художественных произведений).
Пермь, 1996; Судьба пророка (опыт метафизического толкования стихотворения А.С.Пушкина) // Человек. 1997. № 5.