Сабинина Марина Дмитриевна

род. 10 сент. 1917 в Петрограде.

Музыковед.

Доктор искусствоведения (1973), диссертация "Симфоническое творчество Шостаковича". В 1948 окончила историко-теоретич. отд. теоретико-композиторского ф-та Моск. конс., в 1951—аспирантуру там же (рук. Р. И. Грубер).

В 1953—1957 сотрудник редакции журн. "Сов. музыка". С 1960 мл., с 1964 ст. науч. сотрудник Всесоюзного научно-исслед. ин-та искусствознания.

С 1948 вела циклы лекций в вузах Москвы, с 1974 преподает в Моск. конс. (с 1977 проф.). Выступает на зарубежных симпозиумах и конгрессах с докладами о сов, музыке и совр. муз. т-ре. Автор статей: "Четыре симфонические новинки" (СМ, 1949, № 8), "Новые сочинения С. Прокофьева" (там же, 1951, № 5), "У композиторов Львова" (там же, 1952, № 5), "Трио А. Бабаджаняна" (там же, 1953, № 4), "Война и мир" (опера С. С. Прокофьева)" (там же, 1953, № 12), "Ларош и Чайковский" (там же, 1954, № 10), "О творчестве Г. Галынина" (там же, 1955, № 2), "Снегурочка" в Большом театре" (там же, 1955, № 3), "Бетховен и Брамс в исполнении Гилельса и Зандерлинга" (там же, 1955, № 5), "Пражский Национальный театр в Москве" (там же, 1955, № 8), "Романсы Г. Свиридова" (там же, 1955, № И), "Черт и Кача" (опера А. Дворжака в Пермском театре; там же, 1956, № 5), "Армянский оперный театр в Москве" (там же, 1956, № 8), "На концертах Лондонского оркестра" (там же, 1956, № 12), "Начало" (о творчестве А. Холминова; там же, 1957, № 8), "После гастролей французского балета" (там же, 1958, № 8), "На Брюссельской выставке" (там же, 1958, № 11), "Узбекская музыка сегодня" (там же, 1959, № 1), "Еще о симфониях молодых" (там же, 1959, № 6), "Музыка в университетах культуры" (там же, 1959, № 10), "Париж глазами музыканта" (там же, 1960, № 1), "После гастролей американского балета" (там же, 1960, № 11), "Страницы Мусоргского на экране" (МЖ, 1960, № 4), "Песни ветровые" (об оратории В. Рубина;

СМ, 1961, № 11), "Венцы в Москве" (о венском филармоническом орк. и Г. Караяне;

СМ, 1962, № 6), "Об оперном стиле Прокофьева" (в сб.: Сергей Прокофьев. — М., 1962), "Подпоручик Киже" в балете" (СМ, 1963, № 7), "В гостях у Фельзенштейна" (там же, 1964, № 10), "Имени Мусоргского (конкурс вокалистов)" (там же, 1965, № 6), "Камерной опере нужен театр" (там же, 1966, № 12), "Заметки об опере "Катерина Измайлова" (в сб.: Дмитрий Шостакович. — М., 1967), "Незавершенная казахская опера С. Прокофьева" (в сб.: Музыка народов Азии и Африки. — М., 1969), "Симфония "Ленин" (в сб.: В. Я. Шебалин. — М., 1969), "Заметки о Четырнадцатой симфонии Шостаковича" (СМ, 1970, № 9), главы "Опера" и "Балет" (в кн.: История музыки народов СССР. 1932—1941. Т 2. — М., 1970), раздел "Русский музыкальный театр. 1941—1945" (там же, т. 3. — М., 1972), "Оперетта. 1946—1956" (там же, т. 4. — М., 1973); "Русская симфоническая музыка" (в соавторстве, там же, т. 5. — М., 1974), "Дебюсси" (в кн.: Музыка XX века. Кн. 2-я, ч. 1. — М., 1977), "Заметки об опере" (в сб.: Советская музыка на современном этапе. — М., 1981), "Опера-оратория и монропера" (в сб.: Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. — М., 1982), "Мейерхольд и музыка" (в сб.: Музыкальный современник.

Вып. 4. — М., 1983), монографические очерки о Прокофьеве и Шостаковиче (в кн.: Музыка XX века. Кн. 4-я, ч. 2-я — М., 1984), "О некоторых режиссерско-исполнительских тенденциях музыкального театра" (сб.: Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства. — М., 1985); отв. редактор кн.: История музыки народов СССР. — М., 1973. Т. 4. Соч.: Сергей Прокофьев. — М., 1958; Дмитрий Шостакович. — М., 1959; Голоса инструментов;

О симфоническом оркестре. — М., 1961; "Семен Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева. — М., 1963; Симфонизм Шостаковича: Путь к зрелости. — М., 1965; Шостакович — симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. — М., 1976.