Рыжков Николай Иванович
представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от администрации Белгородской области с сентября 2003 г., член Комитета по вопросам местного самоуправления, член Комиссии по естественным монополиям; родился 28 сентября 1929 г. в Дзержинском районе Донецкой области Украины; окончил Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова; с 1950 г. — на инженерно-технической работе на Уральском заводе тяжелого машиностроения им. С. Орджоникидзе (Уралмаш): мастер, начальник пролета, начальник цеха, главный технолог по сварке; 1965—1970 — главный инженер, 1970—1971 — директор завода, 1971—1975 — генеральный директор ПО "Уралмаш"; 1975—1979 — первый заместитель министра тяжелого и транспортного машиностроения СССР; 1979—1982 — первый заместитель председателя Госплана СССР; член КПСС с 1956 г.; 1981—1991 — член ЦК КПСС; 1982—1985 — секретарь ЦК КПСС и заведующий Экономическим отделом ЦК КПСС; 1985—1990 — Председатель Совета Министров СССР; в январе 1991 г. — ушел в отставку; депутат Верховного Совета СССР 9, 10, 11 созывов (1979—1989), Верховного Совета РСФСР (1986—1990), народный депутат СССР (1989—1991); в начале 1995 г. вернулся в большую политику, возглавил избирательный блок "Власть-народу!"; в декабре 1995 г. был депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва (1995—1999), был руководителем депутатской группы "Народовластие", членом Комитета по конверсии и наукоемким технологиям, являлся членом Совета Думы; в декабре 1999 г. был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва (1999—2003) по Белгородскому одномандатному избирательному округу № 62, выдвигался непосредственно избирателями; в Гоударственной Думе третьего созыва в зарегистрированные депутатские объединения не входил, был членом Комитета по энергетике, транспорту и связи; в сентябре 2003 г. досрочно сложил полномочия депутата Государственной Думы в связи с назначением представителем в Совете Федерации РФ от администрации Белгородской области; избирался председателем Исполкома Народно-патриотического союза России (1996—1998), членом Координационного совета НПСР; с 1993 г. — председатель попечительного Совета "Прохоровское поле"; член общественного совета редакции газеты "Правда"; перед избранием в Государственную Думу был президентом международного общественного объединения "ЕврАзия; участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом СВ. Владимира II степени, медалями; дважды лауреат Государственной премии СССР (1969, 1979); действительный член Академии социальных наук, Академии технологических наук, Международной инженерной академии, академик Международной Академии Управления; автор 6 изобретений, двух монографий и десятки научных трудов в области машиностроения, экономики и управления; автор книг "Перестройка: история предательств" (1992), "Я из партии по имени "Россия" (1995), "Десять лет великих потрясений" (1996), брошюр, многочисленных статей и интервью в отечественной и зарубежной прессе; женат, имеет дочь и двух внуков; увлечения: чтение и собирание книг, имеет хорошую библиотеку.
Н. И. Рыжков — сын и внук шахтеров.
По окончании Краматорского машиностроительного техникума Н. И. Рыжков по его просьбе был направлен в Свердловск на одно из крупнейших машиностроительных предприятий страны — завод "Уралмаш", где проработал 25 лет, пройдя путь до директора завода и генерального директора ПО "Уралмаш". В период работы на предприятии дважды был удостоен Государственной премии СССР — за руководство и непосредственное участие в создании крупнейшего в Европе блока цехов сварных машиностроительных конструкций, технологическая часть которого была разработана совместно с институтом им. Е. О. Патона и являлась в то время передовой в мировой практике, и за разработку и создание первых в СССР т. н. криволинейных установок непрерывной разливки стали. В Минтяжмаше СССР Н. И. Рыжков руководил производством специальной техники, в том числе ракетно-космической, а также развитием конструкторско-технологического потенциала отрасли.
В Госплане, помимо текущих задач народного хозяйства, руководил разработкой перспектив экономического развития на длительный период, новых форм организации и управления экономикой.
Деятельность в министерстве и особенно в Госплане СССР привлекла внимание к Рыжкову со стороны Ю. В. Андропова, по инициативе которого он в ноябре 1982 г. был избран секретарем ЦК КПСС и назначен заведующим Экономическим отделом ЦК партии.
Здесь он совместно с М. С. Горбачевым, начиная с 1983 г., разрабатывал принципы экономической политики в новых условиях перестройки системы управления в народном хозяйстве.
В эти годы была разработана Концепция развития экономики на ближайшую перспективу с реформированием отраслевого и территориального управления народным хозяйством, намечены важнейшие параметры взаимоотношений Центра с союзными республиками, областями и краями.
Концепция легла в основу экономических преобразований до конца 80-х годов. По инициативе возглавляемого Н. И. Рыжковым Экономического отдела ЦК были сняты многие ограничения, мешавшие развитию коллективного садоводства и огородничества.
Возглавив Правительство СССР, Н. И. Рыжков выступал за самостоятельность Совета Министров СССР от Политбюро, Секретариата и аппарата ЦК КПСС, за постепенную передачу ряда функций управления народным хозяйством из Центра в республики, местным органам власти, непосредственно предприятиям и их коллективам, за развитие демократии в экономике, за то, чтобы она перестала быть заложницей политики.
В конце апреля 1986 г. сразу же после аварии на Чернобыльской АЭС Н. И. Рыжков возглавил штаб по ликвидации последствий катастрофы, неоднократно выезжал в зону Чернобыля, в прилегающие области Украины и Белоруссии.
С именем Н. И. Рыжкова связана и работа по оказанию помощи Армении после землятрясения в декабре 1988 г. Уже на следующий день он вместе с Н. Н. Слюньковым, Ю. П. Баталиным, Л. А. Ворониным, Е. И. Чазовым, Д. Т. Язовым был на месте катастрофы и руководил работами, подключив к ним все силы и материальные ресурсы государства.
Н. И. Рыжков проработал в Армении беспрерывно два месяца, постоянно бывал в разрушенных Ленинакане, Спитаке, Кировокане, других городах и сельских районах республики.
Под руководством Н. И. Рыжкова и его заместителя Ю. П. Баталина в короткие сроки были начаты в Армении восстановительные работы.
Вся страна до ее разрушения помогала пострадавшей от землетрясения республике.
В 1989 г. на долю Н. И. Рыжкова выпала нелегкая задача — погасить в Фергане кровавый межнациональный конфликт.
Находясь на посту Председателя Совета Министров СССР, Н. И. Рыжков вместе с поддержавшими его В. И. Воротниковым, Л. Н. Зайковым, В. П. Никоновым и Н. Н. Слюньковым в 1988 г., добился прекращения антиалкогольной кампании со всеми ее перегибами и издержками.
В этот же период была разработана программа существенного увеличения жилищного строительства, приняты правительственные решения, закрывшие проект поворота сибирских и Европейских северных рек, остановившие строительство канала Волга-Чограй, и т. д. Назревшие многочисленные социальные проблемы страны, вопросы развития отраслей промышленности и сельского хозяйства постоянно были предметом деятельности главы Правительства СССР. Но проблем и вопросов было настолько много, что разрешение их невозможно было вести широким фронтом.
В этом отношении Н. И. Рыжков расходился и с М. С. Горбачевым, и с некоторыми другими членами Политбюро ЦК КПСС. Находясь в отставке и анализируя свою деятельность и деятельность возглавляемого им Правительства, он пришел к выводу, что в то время были допущены определенные стратегические ошибки.
Так на этапе структурной перестройки народного хозяйства, особенно в социальном направлении, нельзя было выдвигать и поддерживать идею "ускорения" в масштабе страны.
При всей актуальности проблем развития экономики и научно-технического прогресса необходимо было сосредоточить главные усилия на производственном и социальном развитии агропромышленного комплекса.
Хотя, истины ради надо сказать, и здесь при Н. И. Рыжкове произошли положительные изменения в развитии перерабатывающей промышленности АПК (к производству оборудования для АПК были подключены заводы ВПК), решении социальных вопросов села; подготовлена и начала осуществляться масштабная программа строительства дорог в Нечерноземье.
Н. И. Рыжков был сторонником плавного перехода экономики на рыночные отношения.
В июне 1987 г. он выступил на сессии Верховного Совета СССР с докладом о перестройке управления экономикой в ближайшие десять лет. Здесь впервые проявились существенные разногласия в понимании дальнейших путей социально-экономического развития страны.
Мнения по этим стратегическим вопросам в руководстве страны и партии разошлись.
Н. И. Рыжков и часть членов Политбюро ЦК КПСС настаивали на сохранении планового управления в той степени, которая гарантировала бы устойчивость функционирования экономики и страны в целом при реформировании.
Некоторые же члены Политбюро ЦК КПСС во главе с Горбачевым М. С. требовали немедленно перейти на рыночное саморегулирование.
Доклад был посвящен программе поэтапного реформирования экономики, одиннадцати Постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам совершенствования хозяйственного механизма.
Основным же документом был Закон о государственном предприятии.
Как переходная мера от жестко регулируемой из Центра экономики ко все большей самостоятельности предприятий была введена система государственного заказа, появилась возможность ликвидации убыточных предприятий и ряд других прогрессивных для того времени новшеств.
Совет Министров и его Председатель последовательно придерживались принципа демократизации экономической жизни, ориентировались на поиск наиболее безболезненных для страны и народа форм децентрализации хозяйственного управления и перехода к социально-ориентированному рынку, существующего под контролем и экономическим воздействием со стороны государства.
Значительную роль в этом процессе сыграл принятый в мае 1998 г. Закон о кооперации.
В докладе, с которым Н. И. Рыжков выступил также на сессии Верховного Совета СССР, акцент был сделан на развитии кооперации в производстве и сфере бытовых услуг. Однако в связи с тем, что Парламент СССР в дальнейшем предоставил кооператорам право заниматься и посреднической деятельностью, т. е. перекупкой и фактически спекуляцией, возникли серьезные негативные явления.
Считая, что демократизация экономических отношений требует аналогичных изменений и в других сферах жизни, он в 1988 г. впервые в практике государственного управления в СССР создал Отдел информации Совета Министров СССР и сделал открытой для общественности деятельность Правительства.
В мае 1989 г. Первый съезд народных депутатов СССР вновь утвердил Н. И. Рыжкова Председателем Совета Министров СССР. Летом 1989 г. на совещании первых секретарей парторганизаций республик, краев и областей Н. И. Рыжков прямо заявил о том, что отсутствие необходимых изменений в деятельности самой КПСС может поставить ее и начатое обновление всего общества перед лицом серьезной опасности.
Он еще в 1985 г. аргументированно возражал против назначения Б. Н. Ельцина первым секретарем Московского городского комитета КПСС. На Втором внеочередном съезде народных депутатов СССР в декабре 1989 г. Рыжков представил программу Правительства, предусматривавшую комплексные меры по углублению реформы, продвижению к более развитой системе товарно-денежных отношений, к социально-ориентированному рынку. При его непосредственном участии разрабатывалась концепция перехода экономики к рынку с соответствующими проектами законов и других нормативных актов. С "Концепцией-90", предусматривавшей плавный, максимально безболезненный для населения переход к регулируемой рыночной экономике, Н. И. Рыжков выступил в мае 1990 г. на сессии Верховного Совета СССР, который принял эту Концепцию и поручил лишь дополнить и поправить ее. В конце августа 1990 г. Б. Ельцин, в то время Председатель Верховного Совета РСФСР, потребовал отставки Правительства СССР, по мнению Н. И. Рыжкова, с целью полного разрушения центральной власти и захвата ее российскими и другими республиканскими структурами, то есть фактически призвал к разрушению единого государства.
Позиция же Правительства СССР и его главы сводилась к признанию в разумных пределах суверенитета республик, созданию общегосударственного рынка и обеспечению условий свободной деятельности предприятий всех форм собственности при необходимом государственном регулировании.
Но радикальные силы понудили Горбачева поддержать авантюристическую программу перехода к рынку за 500 дней. В сложившейся ситуации Н. И. Рыжков впервые публично заявил о возможности своей отставки.
В это время ему приходилось сражаться на два фронта: и против Ельцина, и против Горбачева, осуществлявших в начале разные, но объективно весьма активно сближавшиеся политические линии, подрывающие основы государственного устройства страны.
Выступая на сесии Верховного Совета СССР в ноябре 1990 г. Н. И. Рыжков в связи с настойчивыми действиями руководства России против общесоюзных органов управления предостерегал: "эта деструктивная политика может привести к развалу государства, создававшегося столетия". Н. И. Рыжков не раз выступал против порочной, по его мнению, ситуации одновременного существования двух исполнительных властей — президентской и правительственной.
Это приводило не только к раздуванию управленческого аппарата, бесконечному дублированию их деятельности, но и резко снижало эффективность управления народным хозяйством и страной в целом. Возражал он и против перекосов — в любую сторону — в распределении функций между законодательной и исполнительной ветвями власти, полагая, что ущемление одной из них подрывает авторитет государственного управления вообще.
Из-за несогласия с проводимым в стране явно ошибочным курсом политической и экономической реформ, он отказался возглавить Кабинет Министров при Президенте СССР — новый орган управления, к тому же с резко суженными функциями и полномочиями, и 14 января 1991 г. вышел в отставку.
Весной 1991 г. Н. И. Рыжков по предложению многих трудовых коллективов включился в предвыборную кампанию в качестве кандидата в президенты России.
Н. И. Рыжков из шести кандидатов по числу голосов был на втором месте, за него проголосовали около 16 млн. граждан.
Объективный анализ характера деятельности КПСС Н. И. Рыжковым в Конституционном суде РФ, где он выступал в качестве свидетеля в ноябре 1992 г., способствовал во многом принятию судом взвешенного решения.
Через год, в ноябре 1993 г., Н. И. Рыжков опубликовал в газете "Правда" обращение к соотечественникам "Построим мемориальный комплекс и храм в Прохоровке". Речь шла о необходимости завершить строительство к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне мемориального комплекса на третьем — после Куликова и Бородино — ратном поле России в Прохоровке Белгородской области, где в 1943 г. развернулась танковая битва, сыгравшая огромную роль в ходе войны. Он возглавил на общественных началах Попечительский совет "Прохоровское поле". В течение полутора лет при поддержке многих предприятий и активном участии народа был сооружен и открыт в канун 50-летия нашей Победы мемориальный комплекс, включающий в себя храм святых апостолов Петра и Павла, памятник Победы — Звонницу, обустроенный всем необходимым дом ветеранов, дом культуры с музеем танкового сражения на Орлово-Курской дуге. Из личных книг семьи Н. И. Рыжкова была основана "Библиотека Н. И. Рыжкова в Прохоровке", книги в которую постоянно поступают от издательств, организаций и частных лиц. В связи с ухудшением ситуации в стране в 1995 г. Н. И. Рыжков принял решение вернуться в большую политику.
На выборах в Государственную Думу второго созыва в Белгородском одномандатном избирательном округе № 62 он получил более 50% голосов.
В Государственной Думе Рыжков возглавил депутатскую группу "Народовластие", вошел в состав комитета по конверсии и наукоемким технологиям.
В 1996 г. Н. И. Рыжков возглавил Исполком Координационного совета только что созданного Народно-патриотического Союза России, который ставит своей целью изменение экономической политики, укрепление государственности и целостности России, создание нового Союза на основе развития интеграционных процессов с бывшими союзными республиками.
На общественных началах он с 1993 г. возглавляет Московский интеллектуально-деловой клуб, является президентом Международного общественного объединения "ЕврАзия", созданного для содействия интеграции бывших республик СССР. Является председателем Попечительского совета "Библиотеки российской классики". Н. И. Рыжков говорит, что по своим убеждениям он остается верным идеям социализма как строя, способного в наибольшей мере провести в жизнь принципы социальной справедливости.
Но сейчас не принадлежит ни к какой политической партии, считая себя "умеренным реформатором", безусловным сторонником необходимых перемен без крутой ломки судеб миллионов людей и самой страны.
Его принцип — поэтапная, всесторонне взвешенная замена отжившего старого новым, прогрессивным, с учетом лучших достижений прошлого и их развития в новых исторических условиях.
Жена Н. И. Рыжкова — Людмила Сергеевна, двадцать лет проработала инженером-конструктором на "Уралмаше". Она — активный помощник Николая Ивановича во всей его многогранной деятельности.
Их дочь Марина Николаевна — юрист, кандидат юридических наук, старший преподаватель Академии внутренних дел РФ, полковник милиции.
Зять Борис Михайлович — юрист, майор в отставке, сотрудник таможенной службы РФ. Внук Николай учится в Московском суворовском училище, а внучка Людмила — в одной из московских школ.