Рыжкин Иосиф Яковлевич
род. 7 июля 1907 в Москве.
Музыковед.
Кандидат искусствоведения (1935). В 1930 окончил теоретич. отд. Моск. конс. по кл. М. Ф. Гнесина.
В 1929—1930 преподаватель рабфака; в 1930—1944 преподаватель Моск. конс., с 1935 доцент, с 1939 проф.; в 1940—1944 также зав. кафедрой теории и истории музыки военно-дирижерского ф-та; в 1944—1948 зав. кафедрой и проф. Ин-та военных дирижеров.
В 1930—1933 науч. сотрудник Гос. академии художественных наук искусствознания (ГАХН — ГАНС). В 1932—1934 гл. редактор муз. вещания, в 1943—1946 консультант Всесоюз. радиокомитета.
В 1933—1935, 1938—1939 пред. музыковедческой секции Моск. организации Союза сов. композиторов.
В 1946—1947 зав. отд. журн. "СМ". В 1948—1966 ст. науч. сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР. В 1966—1973 проф. и зав. кафедрой истории и теории музыки Моск. ин-та культуры.
С 1973—профессор-консультант Ин-та им. Гнесиных.
Автор работ по проблемам теории, истории музыки, музыкальной эстетики, рецензий и публицистич. статей в журн. и газ., в коллективных трудах и сборниках, в т. ч. "История учений о гармонии" ("Пролетарский музыкант", 1931, № 8, "Менуэт" Танеева (о художественном образе)" ("СМ", 1934, № 4), "Задачи советского симфонизма" ("СМ", 1935, № 6), № 6). "О национальном вопросе в истории западноевропейской музыки" ("СМ", 1937, № 4), "Мясковский и советский симфонизм" ("Сов. искусство", 1937, № 47), "О пятой симфонии Шостаковича" (там же, № 61), "Очерк о гармонии" ("СМ", 1940, № 3), "Шестая симфония Чайковского — о трех типах русской музыкальной классики — историческом, эпическом и психолого-драматическом" ("СМ", 1946, № 1, 2, 3), "Взаимоотношение образов в музыкальном произведении и классификация так называемых музыкальных форм — композиционно-структурных типов" (в кн.: Вопросы музыкознания, вып. 2. М., 1953—1954), "Конкретность и обобщенность музыкального образа" (в кн.: Вопросы музыкознания.
М., 1956), "О реализме" ("Вопросы литературы", 1957, № 5), "Стиль и реализм" (в кн.: Вопросы эстетики, 1958. М., № 1), "Путь правды (о развитии реализма в музыке)" ("СМ", 1958, № 1), "Испанские увертюры Глинки" (в кн.: М. И. Глинка.
М., 1958), "Некоторые особенности развития национальных музыкальных культур" ("Сообщения Института истории искусств", 1959, № 15), "Современная музыка и гуманистический идеал" (в кн.: Вопросы эстетики, вып. 5. М., 1962), "О некоторых существенных особенностях музыки" (в кн.: Эстетические очерки.
М., 1963), "Взаимосвязь личности и общества и эстетический идеал советского оперного творчества" (в кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 3. М. — Л., 1964), "Годы становления — по страницам летописи музыкальной жизни Советского Союза" ("МЖ", 1964, № 19, 23), "Образная композиция музыкального произведения" (в кн.: Интонация и музыкальный образ. М., 1965), "Становление советской музыкальной эстетики (Луначарский и Асафьев)" (в кн.: Из истории советской эстетической мысли М., 1967), "Советское теоретическое музыкознание" (в кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6—7. Л., 1968), "Music and Reality" (в кн.: Art and Society. M., 1969), "Сюжетная драматургия бетховенского симфонизма — Пятая и Девятая симфонии" (в кн.: Бетховен, вып. 2. М., 1972), "Музыкальная жизнь как процесс" (в кн.: Воспоминания о Б. В. Асафьеве.
Л.. 1974), "Новаторство обновленной традиции" ("СМ", 1976). Соч.: Очерки по истории теоретического музыкознания (совм. с Л. А. Мазелем), вып. 1—2. М., 1934, М. — Л., 1939; Бетховен и классический симфонизм.
М., 1938; Русское классическое музыкознание в борьбе против формализма.
М. — Л., 1951; Назначение музыки и ее возможности.
М., 1962.