Рыклин Михаил Кузьмич
(р. 06.01.1948) — спец. в обл. совр. зап. филос.; канд. филос. наук. Род. в Ленинграде.
Окончил филос. ф-т МГУ (1971) и асп. ИФ АН СССР (1977). Работал мл. н. с. в том же ин-те, затем — в ИНИОН АН СССР. С 1984 ст. н. с. ИФ АН СССР (ныне РАН). В 1991—1992 — ст. преп. Высшей школы соц. наук (Париж); приглашенный проф. Калифорнийского ун-та (Сан-Диего, США, 1993). Канд. дисс. — "Генезис противопоставления природы и культуры в работах Клода Леви-Стросса. (Критика неоруссоизма в структурной антропологии)" (1978). Р. осуществил переводы кн.: "Д.Фрэзер.
Золотая ветвь" (М., 1980, 1983, 1986), "Клод Леви-Стросс.
Структурная антропология" (М., 1980), "Ж.Делез, Ф.Гватари.
Анти-Эдип. (Сокращенный перевод)" (М., 1990). Сост., автор предисловия и комментариев кн.: "Маркиз де Сад и XX век" (М., 1992). Ред. и один из авторов кн."Современная структуралистская идеология" (М., 1984). Разрабатывает проблемы речевой культуры, колл. телесности, деконструктивной и ши-зоаналитической парадигмы в филос. (на материале ев-роп. и отеч. традиции).
Изучая вопросы о том, какие следствия можно извлечь из "ножниц Бахтина" (резкого разведения высказывания и предложения, лингвистич. и языковых фактов) в рус. филос. культуре, а также о том, что такое сознание, субъект с т. зр. этих неметафиз. концепций, Р. приходит к выводу, что сознание здесь оказывается в полной зависимости от "знакового идеол. содержания", вне к-рого остается лишь "голый физиоло-гич. акт" (М.Бахтин).
Рассматривая вопрос о том, как панречевые концепции в местной традиции относятся к метафизике, Р. считает, что они отрицают метафизику в ее основаниях: субъект, автор высказывания в филос. диалога Бахтина, умирает как раз в той точке, где рождается субъект рефлексивной филос., фундирующий культуру еще до языка. Следствия, выводимые Р. из этих соображений: подчиненность визуального измерения речевому в отеч. традиции; невозможность прямого диалога с европ. трансцендентализмом и с его совр. критиками (в лице деконструкции и пр.). Соч.: Власть знаков: опыт политической семиологии // Критический анализ методов исследования в современной буржуазной философии.
М., 1986; Власть и политика литературы // Власть: очерки современной политической философии Запада.
М., 1989; На путях к шизоанализу культуры: литературные стратегии маргинализма // Философия и современные философско-исторические концепции.
М., 1990; Террорологики.
Тарту, 1992; Деррида в Москве. (Деконструкция путешествия). [В соавт.]. М., 1994.