Рыкатов Петр Гаврилович

— художник-мозаичист; род. 22-го февраля 1838 г., ум. 4-го января 1879 г.; будучи учеником Академии Художеств, он 27-го августа 1863 г. был удостоен звания неклассного художника по портретной живописи, но уже с 1856 года начал заниматься мозаикой в мозаичном заведении Императорской Академии Художеств, которым заведовал Бруни. С 1856 по 1868 год П. Г. Рыкатов участвовал в исполнении для Исаакиевского собора "образа фамильного по правой стороне, произвел образ св. Николая Чудотворца из мелкой мозаики (этот последний образ в 1857 году был представлен Государю Императору) и образ Казанской Божией Матери". Все вышеуказанные работы позволили Рыкатову, состоявшему со 2-го октября 1865 г. младшим художником при мозаическом заведении, просить Совет Академии Художеств удостоить его звания художника 3-й степени.

Академия, при благосклонном отзыве Бруни, в 1868 году, 19-го октября, присудила Рыкатову просимое звание.

Отличаясь необыкновенным трудолюбием, Рыкатов страдал болезнью легких, и Бруни стремился помочь своему младшему помощнику и в отношении лечения.

В мае 1869 года Рыкатов командирован был в Севастополь для исправления повреждений в мозаическом образе Спасителя в Николаевском кладбищенском храме. Одновременно с этою командировкою Рыкатов обратился с просьбою к Вице-Президенту Академии Художеств князю Г. Г. Гагарину исхлопотать ему разрешение на бесплатное пользование Сакскими грязями.

Академия, по распоряжению князя Гагарина, возбудила соответственное ходатайство перед Министерством Внутренних Дел, но последнее ответило, что Сакские грязи сданы в аренду, причем арендатор обязался давать бесплатное лечение только трем беднейшим чиновникам Таврической губернии, а потому-де Министерство не вправе предоставить бесплатное лечение Рыкатову.

Последний все-таки лечился и обратился с просьбою к Бруни о выдаче ему истраченных денег. Бруни принял к сердцу и это прошение Рыкатова и так как находил, что "неудобно" просить у Министерства Двора этих денег в дополнение к ассигновке на командировку Рыкатова в Севастополь, так как расход по командировке был исчислен самим Отделением, то полагал возможным возбудить особое ходатайство; это ходатайство было возбуждено, но Министерство Двора вместо 200 рублей выдало Рыкатову пособие лишь в 80 рублей. 29-го сентября 1869 г. Рыкатов просил о даче ему звания художника 2-го разряда за исполнение в образе св. Александра Невского для Исаакиевского собора части руки и всей драпировки; это звание было дано ему 30-го октября 1869 г., а через три года, 1-го ноября 1872 года, за исполнение в Исаакиевском Соборе "во образе Положение во гроб в малом иконостасе фигур св. Марии и св. Иосифа и за портрет мелкой мозаикой тайного советника Алексея Дмитриевича Сивкова", Рыкатов просил о назначении своем в академики.

Но здесь произошла небольшая заминка, — были пущены слухи, что портрет А. Д. Сивкова Рыкатов исполнил не самостоятельно, а с постороннею помощью.

Секретарь Конференции "конфиденциально" запросил Бруни об этих слухах, и Рыкатов представил свидетельство за подписью ряда художников о том, что портрет исполнен им самостоятельно; 26-го января 1873 года Рыкатов был удостоен звания, — но не академика, а художника 1-й степени, и 1-го июля того же года назначен был, по представлению Ф. А. Бруни, старшим художником при мозаическом отделении.

Это повышение несколько устраивало денежные дела Рыкатова, видимо, очень нуждавшегося материально и постоянно обращавшегося в Совет Академии Художеств с просьбами о выдаче ему вперед или жалованья, или квартирных денег. 31-го октября 1877 года Бруни полагал возможным назначить Рыкатова, за выполнение головы и спины воина во образе "Бичевания", академиком; это предложение было утверждено Советом Императорской Академии Художеств в заседании 4-го ноября 1877 года, причем в определении говорилось, что звание академика дается ему "за отличные познания в искусстве, доказанные при выполнении мозаичных работ". Но старый недуг — легочное заболевание — усиливался, и 4-го января 1879 года Рыкатов умер; погребен он в Александро-Невской лавре, на Никольском кладбище.

Как мозаичист Рыкатов безусловно выделился, но, к сожалению, ему приходилось увековечивать в мозаике образа работы Т. А. Неффа, которые только по недоразумению называются образами; так, в образе св. Николая Чудотворца угодник одет в современное архиерейское одеяние, особенно же поразительна его митра. Весьма естественно, что выполнение таких работ не могло влиять благотворно на развитие таланта художника.

Из работ Р. известны: две передних фигуры в образе "Положение во гроб", исполненном П. С. Васильевым в Исаакиевском соборе; руки и драпировка в образе "св. Александра Невского", исполненном Хмелевским, с оригинала профессора К. Б. Венига; доска для стола с изображением птиц и цветов, исполненная им вместе с Дмитриевым; "Положение во гроб", с оригинала профессора Дузи; "св. Николай Чудотворец"; "Казанская икона Божией Матери" из мелкой мозаики, для князя В. А. Долгорукова, и упомянутый портрет А. Д. Сивкова, тоже из мелкой мозаики.

Архив Академии Художеств, дело № 40; Отчет Императорской Академии Художеств 1876—77 г., стр. 16; С. Кондаков, Императорская Академия Художеств, т. II, стр. 451; Петербургский Некрополь, т. III, стр. 642; Указатели художественным произведениям на выставках Имп. Академии Художеств за 1869, 1874 и 1880 гг.; Отчет Имп. Академии Художеств за 1876/7 г.; Ф. И. Булгаков, Наши художники, СПб. 1887 г. П. Столпянский. {Половцов} Рыкатов, Петр Гаврилович мозаичист, академик И. А. X.; род. 1837; † 4 ян. 1879 г. {Половцов}