Рыбаков Николай Сергеевич
(р. 02.12.1948) — спец. по онтологии, теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в д.Замогилье Гдовского р-на Псковский обл. В 1971 окончил физ.-матем. ф-т Псков, гос. пед. ин-та, в 1977 — асп. по кафедре филос. при Ленингр. гос. пед. ин-те им. А.И.Герцена.
С 1977 по 1993 работал на кафедре фил ос. наук Псков, гос. пед. ин-та, с 1985 по 1990 заведовал названной кафедрой.
С 1993 и по наст. вр. заведует кафедрой филос. и социологии образования Псков, обл. ин-та повышения квалификации работников образования.
С 1999 — проректор по науч. работе этого ин-та. Канд. дисс. — "Структура и категории эмпирического знания". Докт. дисс. — "Факт. Бытие. Познание" (1994). Опираясь на методол. целочастных отношений, Р. разработал концепцию факта, выйдя за рамки традиц. логико-гносеол. его анализа.
Исходя из понимания факта как фундам. категории бытия и познания, осуществил его категориальную развертку, начиная с первичной интуиции факта как того, что имеет место, до выражения его в полной форме как признанной символической представленности бытия в ином. Для обоснования данной концепции рассмотрел модель мира, контуры к-рой таковы: а) мир есть целочастная структура; б) универсальным механизмом, обеспечивающим осуществление отношений между частями и целым, является отношение представленности; в) ядром данного отношения является факт; г) целочастная структура мира наиболее полно и адекватно воспроизводится в так называемой ячеистой модели познания, в рамках к-рой факт функционирует как транслятор смыслов бытия от одной познавательной формы (ячейки) к др.; д) воспроизведение целочастной структуры мира в ячеистой модели познания опосредуется социокультурными факторами.
Р. применяет методологию целочастных отношений к разработке модели образования, рассматривая его параметрически как универсум.
Образование есть: а) вхождение человека в мир, б) постижение смыслов бытия, в) пробуждение и становления духовности, г) обретение человеком собственного образа.
Данные параметры представляют матрицу образования, к-рая может использоваться для анализа образовательного процесса.
Р. — Действ. чл. Акад. гуманит. наук, заслуженный работник высшей школы РФ. Соч.: Единство логико-гносеологического и социально-психологического аспектов научного знания // Философское освоение мира человеком.
Л., 1977; О природе эмпирического базиса философского освоения мира. [В соавт.] // Философское освоение мира человеком.
Вып2. Л., 1978; Методологические аспекты систематизации категорий // Проблемы развития системы категорий марксистской философии.
Челябинск, 1982; Проблема категориальной структуры эмпирического уровня естественнонаучного познания // Гносеологические аспекты естественнонаучного познания.
Вологда, 1985; На перекрестках мировоззрений. [В соавт.]. Псков, 1993; Познание как предмет философского исследования.
Псков, 1993; Факт. Бытие. Познание.
Екатеринбург, 1994; О смысле образования // Инновационная деятельность в системе образования.
Псков, 1995; Мир знания // Двенадцать лекций по философии.
Текст лекций. [В соавт.]. Екатеринбург, 1996; Дело философии — дело образования // Педагогический поиск. Традиции, инновации, результативность.
Псков, 1996; Н.О.Лосский: онтологическая теория ценностей // Апология русской философии.
Екатеринбург, 1997; Ум духовный и душевный. [В соавт.] // Теория и экология разума.
Вып.6. Тюмень, 1997; Методологический аспект идеи цельного человека (мультидисциплинарный подход: pro et contra) // Полигнозис.
М., 1999. № 1; О методологии цело-частных отношений // Там же. М., 2000. № 1.