Розенфельд Моррис
[1862—1923] — еврейский рабочий поэт. Р. в семье портного в дер. Бокша б. Сувалкской губ. (Литва). В 1882 эмигрировал в Лондон.
С 1886 жил в Нью-Йорке, где около 18 лет работал на швейной фабрике.
Первоначально примыкал к американским анархистским группам "Пионеры" и "Рыцари свободы", с которыми порвал в 1889. Первые стихи Р., сочинявшиеся им за работой на фабрике, распевались еврейскими рабочими массами.
Сотрудничал во всех еврейских рабочих органах: социалистических "Folkszaitung" [1886] и "Arbeter fraihait" [1888—1889], в анархистской "Warhait" [1889], в соц.-дем. "Arbeter zaitung" [1890—1892]. Невероятно тяжелый труд в крайне антисанитарных условиях швейных фабрик того времени подорвал здоровье Р. Пытаясь жить на авторские доходы, Р. сам распространял свои сборники стихов ("Di gloke", 1888; "Di blumenkete", 1890, и другие, изданные в 1893 и 1897), выступал со своими стихами и прозой на рабочих собраниях и концертах, писал оперетты ("Der lezter koengodl" или "Religion un libe", поставлена в 1896), издавал юмористическую газету "Der Asmedai". в которой высмеивал нравы буржуазных критиков.
С течением времени Р. привлек к себе внимание не только широкой рабочей еврейской массы, но также американской, а позднее и европейской интеллигенции.
Наивысшей славы Р. достиг после издания его стихов [1898] латинским шрифтом, снабженных англ. переводом в прозе Лео Винера.
Целый ряд выдающихся художников и критиков в Европе приветствовал эту книгу как явление "рабочего творчества" в литературе.
Стихи Р. переводились на множество языков, включались в антологии избранной поэзии.
Поэты воспевали его в стихах.
Университеты и разные клубы приглашали его читать "фабричные стихи". Еврейская буржуазия пыталась тогда привлечь поэта на свою сторону и обеспечить его материально, "соорудив" ему папиросную лавочку.
Сионисты объявили Р. национальным поэтом, избрав его делегатом на сионистский конгресс в Лондоне [лето 1900]. Однако из Р. слишком выпирал плебеи, и вскоре еврейская буржуазия перестала "няньчиться" с поэтом.
В течение долгих лет Р. работал в социалистическом (ныне социал-фашистском) "Forwerts''e", где должен был сочинять "материал для чтения" в американском газетном стиле. Его 9 томов поэзии и прозы распространялись в десятках тысяч экземпляров.
В 1914 на почве личного конфликта P. однако был "изъят" из "Forwerts''a" и перешел целиком в буржуазную прессу.
В первые годы своей лит-ой деятельности, находясь под влиянием революционного движения 80-х гг., Розенфельд писал почти исключительно о рабочей жизни. Он изображал нужду трудящихся ("Портняжная мастерская", "Кризис" и др.), бичевал буржуазное общество, призывал к борьбе ("Будильник свободы", "Революция", "Воззвание к пролетариям", "Последние бои" и т. д.), убеждал поэтов "не петь о любви и цветах", а творить "пушечные стихи... штыковые стихи". Однако в 1889 в "Arbeter fraihait" появилось сообщение, что "ярый революционер Розенфельд стал плакальщиком Сиона". Но и в отношении сионизма поэт испытал колебания.
В стихотворении, написанном в январе 1890, Р. заявил, "что он как социалист стремится к свободе, при которой не существовало бы более "еврея и христианина"", и что "он уже предвидит процветание еврейского капиталиста в Сионе". Несколько месяцев спустя Р. взывал к поэтам в своем стихотворении "Истинный рыцарь революции": "Пойте нам теперь песню борьбы, пускай гремит Марсельеза". Несмотря на это, Р. идейно продолжал колебаться.
Одновременно с песнями труда и борьбы Р. оплакивал еврейское изгнание, воспевал национальные праздники, национальных героев, Сион и т. д. Характерно, что опекавшие Р. "социалистические" вожди из желтого "Forwerts''а" издавали его "Национальные и народные песни": "Иерусалим", "Марш изгнания", "Еврейский май" и т. д., возносили его за культивирование "национальных" мотивов.
Несмотря на многочисленные отклонения и противоречия, Р. оставил еврейским рабочим значительное наследство: "Капиталистическая эксплуатация как объект поэзии — изображение рабочего в мастерской и в домашнем быту, ненависть к эксплуататору — рабочая гордость, рабочее достоинство, сознание того, что рабочий есть творец всего, протест против всего капиталистического мира и убежденность в том, что грабители заслуживают наказания, — сочный язык, близкий народу, временами насыщенный истинно-пролетарским содержанием и притом временами пропитанный сатирой" (М. Ольгин, "Morgnfrainait", июль, 3, 1933), — основные черты, характеризующие творчество Р. В основном творческая сила Р. — в его близости к рабочей жизни и в его уменье передавать простым сильным языком чувства возмущения и ненависти фабричных рабочих к их хозяевам.
Даже его "жалобные песни" пропитаны ненавистью и жаждой мести к эксплуататорам.
Р. гораздо сильнее, художественно значительнее в своих сатирических, полных сарказма и желчи стихах против клерикалов и сионистов, чем в националистических песнях.. Именно потому и не было продолжительным признание, которым пользовался Р. у буржуазии.
Недаром для буржуазных "молодых поэтов" розенфельдовская песня стала синонимом ругани, с которой они обрушиваются на представителей рабочей поэзии — Винчевского, Эделынтата, Бовшовера и др. В десятую годовщину смерти Р. получил в Америке справедливую оценку только лишь в коммунистической "Morgnfraihait" и у писателей "Proletpen"; его годовщина праздновалась только рабочей массой.
Лит-ое наследство Р. — рукописи и готовящиеся к печати сборники поэзии и прозы на еврейском и английском яз. — находится в Институте еврейской пролетарской культуры при Всеукраинской академии наук в Киеве. Библиография: I. Geklibene lider, Warsava, 1905; Heinrich Heine etc., 1906; Jehude Haleivi, 1907; Sriftn, 6 b., N. Y., 1910; Gesamlte lider, N. Y., 1904, publ., 1910; Gewellte sriftn (neie sriftn), N. Y., 1912; Dos buch vun libe, 2 teil (ed.), ?. ?., 1914; Grine zores un andere sriftn, 3 teil, N. Y., 1919; Lider-samlung, zusamengestelt fun S. Tomsini un A. Finkel, Moskwa, 1920; Stedman E. G., An American anthology, Boston, 1901, p. 772, "Fraiheit" (Revolutionere lider), London, 1901, S. 72—79 (перев. на англ. яз.); Flag Edmond, Anthologie juive, P., 1923 (перев. на франц. яз.). II. Pомбpо Я., Жаргонная литература в Америке, "Восход", СПб, окт. 1899, стр. 52—68; Фриче В. М., Пролетарская поэзия, изд. "Денница", М., 1919; Blei Franz, Lieder aus dem Ghetto, "Die Nation", Berlin, Jan. 21, 1899, S. 247—249; Herman Bruno, Lieder aus dem Ghetto, "Moderne Literatur", Feb., 1899; Dean William, Novels, songs from the Ghetto, "Literature an international Gazette of Criticism", N. Y., Feb. 10, 1899, p. 97—98; Schreiber Adel, Ein Dichter des judischen Proletariats, "Sozialistische Monatschefte", Juni, 1903, S. 449—454; Kurland J. D., Di erste idise arbeiter dichter — Morris Vintsevsky, Morris Rosenfeld, Dowid Edelstadt, Jojsef Bowsover, Moskwa — Minsk, 1931. H. Мармор. {Лит. энц.}