Розенфельд Иона
— беллетрист.
Род. в деревне Рапаловке, близ м. Чарторыйск (Волынской губ.), в 1881 г. До двенадцатилетнего возраста учился в хедере.
Потом был отдан в обучение к токарному мастеру сроком на пять лет. Ученические годы были крайне тяжелы, и Р. бежал от хозяина, но продолжал заниматься своим ремеслом.
В двадцатилетнем возрасте Р. впервые ознакомился с русской грамотой.
Следуя стихийному влечению, Р. без всякой подготовки и совершенно незнакомый с художественной литературой, стал писать очерки и рассказы.
Случайная встреча с Перецом, который отнесся сочувственно к литературным опытам Р., побудила его бросить ремесло и отдаться литературе.
Его рассказы появились в 1904 г. в "Fraind''е", затем он стал печататься в разных других жаргонных органах.
Отдельно вышел сборник его рассказов в изд. Прогресс (Schriften, 1909). Внимание Р. привлекает преимущественно уродливое и болезненное; но в этой ограниченной сфере Розенфельд проявляет большую изобразительную силу. — Ср.: S. Niger, в Zukunft, 1910, III, 183—7; "Мечтатель", "Рассвет", 1909, № 28. {Евр. энц.} Розенфельд, Иона [1880—] — еврейский писатель.
Родился на Волыни в бедной семье еврейского учителя.
В юности был токарем.
С 1921 живет в Америке, где сотрудничает в желтом социал-фашистском "Forwerts''e". P. написал ряд произведений из жизни еврейской местечковой и городской бедноты.
Его внимание привлекают наиболее отсталые и вырождающиеся элементы бедноты, деклассированной и крайне обнищавшей прослойки мелкой буржуазии.
Лишенные твердой социальной базы, персонажи его произведений не только не борются с окружающей средой, но даже не протестуют против невыносимо тяжелых условий существования.
Они охвачены страхом жизни, отчаянием.
Сферу их сознательной жизни автор четко ограничивает лишь эротическими переживаниями, придавая им маниакальный характер.
Однако "проблема пола" не получает у автора значительного развития и разрешения.
Р. варьирует ее шаблонно в направлении грубого мистико-фаталистического биологизма.
Идейно беспомощный, лишенный социально-философской культуры, Р. чем дальше, тем больше опошляет в своих произведениях психологизм, столь характерный для мопассановской новеллы.
Р. превратил его в метафизический примитив, которым он подменяет и заглушает напрашивающуюся социальную тенденцию.
Произведения Р. "из рабочей жизни", точнее из жизни деклассирующихся трудящихся, являют лишь внешний, все более стушевывающийся бытовой фон. По существу же автор и здесь не выходит за пределы сексуального психологизма, обусловленного социальной беспочвенностью, бесперспективностью и выродившегося в пошлый сентиментализм.
Из наиболее значительных в художественном отношении произведений Р. следует отметить: "Конкуренты" (Konkurentn), "Манька" и "Манекен", имеющие некоторые достоинства в смысле выявления характерных переживаний жестоко зксплуатируемых трудящихся (портнихи, кельнерши), особенно в последних двух рассказах.
Но и эти произведения изобличают в их авторе крайнее социальное безволие.
В 1917 Р. напечатал в петроградской газ. "Togblat" (№ 118—129) большую обывательски-авантюрную повесть "In nebl" (В тумане), свидетельствующую о полном его отрыве от современности.
Помещенный в той же газете рассказ "Milchome" (Война, 30/VI 1917) проникнут крайним шовинизмом.
Более поздняя книга Р. "Er un sei" (Он и они. Дневник бывшего писателя, Нью-Йорк, 1927) является сплошным апофеозом мещанского эгоцентризма.
Стремясь к "сохранению прошлого", Р. пришел к религиозному консерватизму, а в отношении искусства — к апологии бульварщины.
Таков путь писателя, выразителя настроений психически и физически вырождавшейся до революции части еврейской бедноты, оставшегося совершенно глухим к великим социальным сдвигам своего времени.
Ш. Гордон. {Лит. энц.}