Ростовцев Михаил Антонович
(Ростовцев — сцен. псевд.; наст фам. Эршлер) [10(22).II. 1872 (в нек-рых источ. 1874), Таганрог, Обл. войска Донского, ныне Ростов. обл. — 22.11.1948, Ленинград] — арт. оперы (бас), оперетты, драмы, эстрады и кино. Засл. арт. Республики (1927). Засл. деятель искусств РСФСР (1936). Род. в многодетной семье часовщика (18-й по счету ребенок).
С 1881 жил в Ростове-н/Д, в 1882—88 учился в Ростовском реальном уч-ще. С девяти лет пел в хоре, с 1884 танцевал в оперных спектаклях.
С 1888 арт. эстрадных ансамблей.
В 1890—94 (под сцен. псевд. Проценко) выступал в укр. труппах Г. Деркача и М. Кропивницкого, к-рый стал его первым учителем сцен. мастерства.
Позднее выступал в Харькове, Москве (с 1897), Петербурге (с 1900), затем организовал свою труппу, с к-рой гастролировал по стране.
В 1901 (под псевд. Ростовцев) дебютировал в оперетте и до 1919 выступал в крупных опереточных антр. Владивостока, Москвы, Петербурга (с 191 Ов т-рах "Буфф", Панаевский, "Палас"), одновременно выступая куплетистом в кафешантанах.
В 1919—21 пел в петрогр.
Т-ре комич. оперы под рук. К. Марджанова, а после закрытия этого т-ра вновь вернулся в оперетту.
С 1923 выступал в Малом петрогр. гос. акад. т-ре (ныне МАЛЕГОТ) и ГАТОБе.
Р. был мастером муз. буффонады.
Обладал хорошим голосом, пластичностью, был наделен комедийным талантом и даром импровизации. 1-й исп. партий: Предводителя дворянства ("Помпадуры"), Попова ("Двадцать пятое"), Провожающего господина ("Нос"), Пуляра ("Кола Брюньон"): в СССР — Дона Рамона ("Испанский соловей"), Фердинанда ("Колумб"). Лучшие партии: Дон Бартоло ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Дон Паскуале, Цунига; в опереттах — Кардинал ("Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха), Дон Петро ("Перикола" Оффенбаха), Лимбургера ("Желтая кофта" Ф. Легара), Прюнель ("Ева" Ф. Легара), Зупан ("Цыганский барон" И. Штрауса), Бургомистр ("Нищий студент" К. Миллекера), Ламбертуччо ("Боккаччо" Ф. Зуппе), Пуцкин ("Черный амулет" Н. Стрельникова); в балетах — Коппелиус ("Коппелия" Л. Делиба, 1934), Кассандр ("Арлекинада" Р. Дриго). Др. оперные партии: Главный надсмотрщик гарема;
Священник ("Леди Макбет Мценского уезда"). Партнеры: С. Балашов, Б. Горин-Горяинов, Р. Горская, П. Журавленко, Л. Клементьев, Е. Корчагина-Александровская, А. Модестов, Е. Ольховский.
Пел п/у К. Кондрашина, Э. Купера, С Самосуда.
В годы Великой Отечественной войны выступал в воинских частях и госпиталях.
Снимался в кинофильмах "Чапаев" (Ветеринарный врач), "Девушка спешит на свидание" (Гуров), "Поручик Киже" (Привратник), "Первый взвод" (Штабс-капитан).
Портрет Р. худож. Б. Зеленского (1943) — в ЛГТМ. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939). Автор романса "Колокольчики-бубенчики". Соч.: Страницы жизни. — Л., 1939; Незабываемое (О 50-летии своей сценической деятельности // За большевистский театр (Л.). 1940. № 34. С 2. Лит.: Заслуженный деятель искусств М. А. Ростовцев: 50 лет сценической деятельности.— Л., 1940; С. Р. Михаил Антонович Ростовцев* (К 50-летию) // Искусство и жизнь. 1940. № 12. С. 38; Журавленко П. Мудрость актерского мастерства // За большевистский театр (Л.). 1940. № 29. С. 1; Гликман И. Мастер музыкального театра // Веч. Ленинград. 1947. 11 июля; Шошмин Г. Мастер советской сцены // Таганрогская правда. 1949. 22 июля; Янковский М. Советский театр оперетты. — Л., 1962; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С 69.