Ростиславов Димитрий Иванович
— профессор и Инспектор С.-Петербургской Духовной Академии, писатель; родился в 1809 году, умер 18-го февраля 1877 г.; происходил из духовного звания, был сыном священника, родом из Рязанской губернии села Палищ, Касимовского уезда. Образование получил в Касимовском и Рязанском Духовных Училищах и в Рязанской Семинарии, а высшее — в С.-Петербургской Духовной Академии.
По окончании курса Академии, Р. был утвержден в степени магистра и определен бакалавром по кафедре физико-математических наук в той же Академии — в 1833 году (6-го октября); с 25-го ноября 1835 г. по 28-е сентября 1836 г. он исправлял должность профессора физико-математических наук, а 27-го июля 1838 года был назначен ординарным профессором.
Любовь профессора к предметам своих лекций, ясность и общедоступность изложения привлекали в аудиторию многочисленнейших, против прежнего, слушателей, ввиду чего высшее начальство в 1842 г. признало необходимым объявить слушание лекций по физике, математике и всеобщей истории обязательным для всех студентов, тогда как раньше выбор их был предоставлен на произвол студентов.
Стараниями Р., во время его профессорства, был устроен довольно полный физический кабинет, снабженный многими инструментами, собрана была и библиотека по части физики и математики.
Но духовное начальство на все эти нововведения смотрело не вполне одобрительно: тогдашний митрополит Антоний находил "странным" успехи в Академии по физике и математике, — предметам, якобы не имеющим ничего общего с богословием.
Однако, от такого неблагосклонного отношения начальства энергия Р. не ослабевала... — В 1840 г., 2-го декабря, по прошению, Ростиславов был уволен из духовного звания в светское и в 1847 г., 6-го октября, произведен был в статские советники.
Во время своего пребывания при Академии он несколько раз на короткое время исправлял должность Инспектора Академии, а также в продолжение 12 лет, с 1834 по 1846 год, был экономом Академии.
В 1852 г., 19-гоиюня, Ростиславов вышел в отставку по болезни и поселился в Рязани. — В скором времени он оправился от своей болезни и снова принялся за педагогическую деятельность на месте нового своего жительства: в 1858 г. он испросил у Св. Синода разрешение на бесплатное чтение лекций по физике в Рязанской Духовной Семинарии.
В аудиторию его устремились толпы и посторонних слушателей; о лекциях Р. заговорил весь город, но многие отнеслись с подозрением к лекциям по важнейшей отрасли естествознания, — особенно, когда Р. начал еще читать лекции по астрономии, метеорологии, физической географии и геологии.
Многолюдство слушателей побудило Р. перенести свою аудиторию в зал Благородного собрания, где лекции и читались в 1860, 1861, 1862 и 1866 годах. Но под конец Р. навлек на себя обвинения в безбожии и в сочувствии протестантизму со стороны известной части местных деятелей... В октябре 1859 г. Директор Канцелярии св. Синода И. С. Гаевский полуофициальным письмом предложил Р., как бывшему воспитаннику духовно-учебных заведений и одному из усерднейших деятелей на поприще духовного образования, сообщить свои замечания и соображения о переменах к улучшению Духовных училищ, как в учебном, нравственном, так и в экономическом отношениях.
Составителю записки предоставлена была полнейшая свобода мнений, без всякого стеснения канцелярской формалистикой.
Это предложение как нельзя более соответствовало заветным и давнишним мечтам Ростиславова.
С жаром и с свойственной ему энергией он принялся за дело. — и через 9 месяцев записка была окончена и отправлена Гаевскому, который через несколько времени возвратил ее автору с отзывом, что "записка, по своему направлению, не может получить дальнейшего хода". Не желая, чтобы добросовестный труд его пропал бесследно, Р. передал свою рукопись М. П. Погодину.
Неведомо какими путями рукопись попала за границу и была напечатана в 1863 г. в Лейпциге под заглавием: "Об устройстве духовных училищ в России" (т. I — 502, т. II — 581 стр.). Книга эта была принята весьма сочувственно. ее успех поощрил Р. к дальнейшему труду и в 1866 году он отпечатал в Лейпциге новый замечательный труд свой: "Черное и белое духовенство в России". Эти сочинения впоследствии, с ослаблением строгости цензурного Устава, были допущены к обращению и у нас и напечатаны: первое — в "Церковно-Общественном Вестнике" 1875 года, второе — там же за 1874 год. Оба произведения Ростиславова достигли главнейшей своей цели: в 1867 году, при преобразовании Семинарий и низших Духовных училищ имелись в виду и сочинения Р., и многое было исправлено по указаниям, заключавшимся в его трудах.
С того времени до конца своей жизни Р. посвятил себя исключительно литературным трудам.
Замечательнейшим из них был "Опыт исследования об имуществах в доходах наших монастырей", СПб. 1872 и 1876 гг. Четвертый, громадный труд Р., оставшийся в рукописи, имеет предметом обозрение степеней веротерпимости во всех древних и новых религиях, равно во всех исповеданиях и ересях христианского учения.
Кроме сочинений, посвященных духовно-историческим исследованиям, Р. написал несколько руководств по части физики и высшей математики (напр., "Начальная алгебра", M. 1868). Помимо указанных трудов, братом Д. И. — Николаем Ивановичем — еще сообщены в печать "Записки Дм. Ив. Ростиславова" — в "Русской Старине" 1880 г., т. 27 и 28; 1882 г., т. 33 и 34; 1884 г., т. 42 и 43; 1887 г., т. 56; 1888 г., т. 57 и 59; 1892 г., т. 76; 1893 г., т. 77—80; 1894 г., т. 81 и 82; 1895 г., т. 83. Наиболее интересны записки "О Николае Ивановиче Надеждине" ("Русская Старина" 1894 г., т. 81, июнь); "О Балашеве" (там же 1894 г., т. 82, декабрь); "О Рюмине и некоторых других Рязанских жителях мирянах" (там же 1894 г., т. 82, декабрь); "О Симоне и Амвросии, Рязанских Архиепископах" (там же 1894 г., т. 82, декабрь); "О Феофилакте, Архиепископе Рязанском" (там же 1895 г., т. 83, март); "О приезде в Рязань нового архиерея Филарета и о смерти Императора Александра I" (там же 1895 г., т. 83, июнь). При жизни Р. напечатаны также: "С.-Петербургская Духовная Академия до графа Пратасова" ("Вестник Европы" 1872 г., кн. 4 и 5), "С.-Петербургская Духовная Академия при графе Пратасове" ("Вестник Европы" 1883 г., кн. 7, 8 и 9) и "Феофилакт Русанов, 1-й экзарх Грузии" (там же, 1873 г., кн. 6); "О преподавании словесности в Духовных Семинариях и — "Православное Обозрение" 1860 г., № 11 под (псевд. Д. Варник) и несколько статей в "Церковно-Общественном Вестнике". Послужной список, хранящийся в Архиве Св. Синода; "Церковно-Общественный Вестник" 1877 г., № 24; "Новое Время" 1877 г., № 363; "Русская Старина"; В, Иконников, Русская историография", К. 1891 г., т. I, кн. 1, стр. 683, 771, CLXXXI, CC; "С.-Петербургские Ведомости" 1907, № 39; "Голос" 1877 г., № 62; "Щукинский Сборник", т. V, стр. 501 и сл.; А. Родосский, Биографический словарь студентов С.-Петербургской Духовной Академии 1814—1869, СПб. 1907, стр. 413—415. И. Давидович. {Половцов} Ростиславов, Димитрий Иванович (1809—1877) — писатель.
Сын сельского священника, воспитанник с.-петербургской духовной академии, Р. занимал в ней до 1852 г. кафедру математики и физики.
Последние годы жил в Рязани, занимаясь устройством бесплатных публичных лекций по физике и естественной истории (1859—1866). Написал несколько руководств, отличающихся ясностью и общедоступностью изложения.
Сочинение его "О духовных училищах" было написано им по поручению директора синодской канцелярии Гаевского, ввиду предполагавшегося преобразования училищ, но, "вследствие свободно выраженного мнения, не имело хода" и могло быть напечатано лишь за границей (Лейпциг, 1860). Там же вышло и другое его сочинение, тоже получившее большую известность: "Черное и белое духовенство в России" (1865—1866 гг.). Впоследствии воспользовались идеями Р. при преобразовании духовных семинарий и училищ.
Другие труды Р.: "С.-Петербургская Духовная Академия до графа Протасова" ("Вестник Европы", 1872, т. IV), "Феофилакт Русанов, первый экзарх Грузии" (ib., 1873, т. VI), "С.-Петербургская Духовная Академия при графе Протасове" (ib., 1883, т. IV и V), "Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей" (СПб., 1876; произвело большую сенсацию среди черного духовенства, считавшего этот труд "крайне тенденциозным"), несколько более мелких статей в "Церковно-Общественном Вестнике". После смерти Р. появились (в "Русской Старине" за 1880, 1882, 1884, 1887, 1888, 1892, 1893, 1894 и 1895 гг.) обширные и весьма любопытные его "Записки", доведенные до 1826 г. и рельефно рисующие быт тогдашнего духовенства и состояние духовного просвещения.
См. предисловие к "Запискам" Р. ("Русская Старина", 1880, № 1) и некрологи в "Церковном Вестнике" (1877, № 10) и "Церковно-Общественном Вестнике" (1877, № 27). В. Р—в. {Брокгауз}