Ройтерштейн Михаэль Иосифович
род. 22 ноября 1925 в Москве.
Композитор, музыковед.
Кандидат искусствоведения (1970), диссертация "О единстве сонатного цикла П. И. Чайковского". В 1953 окончил Моск. конс. по кл. теории музыки В. А. Цуккермана, по кл. композиции М. И. Чулаки, в 1957 здесь же аспирантуру (рук. В. А. Цуккерман).
В 1948—1952 муз. рук. в дет. садах, в 1953—1957 преподаватель Моск. конс., в 1956—1960 ст. преподаватель Ин-та военных дирижеров, в, 1958—1959 зам. зав. репертуарным кабинетом ГАБТа, в 1960—1970 преподаватель Муз. училища им. Гнесиных.
С 1960 ст. преподаватель и зав. историко-теоретич. секцией муз.-пед. ф-та Пед. ин-та им. В. И. Ленина, с 1968 доцент, с 1975 зав. кафедрой теории и истории музыки.
Автор работ по вопросам теории сов. музыки и методики, в т. ч. "О единстве сонатно-циклической формы у Чайковского" (в кн.: Вопросы музыкальной формы, вып. 1. М., 1966), "Граф и матрица как инструменты ладового анализа" (в кн.: Музыка и точные науки. М., 1968), "Музыкальные" структуры в поэзии Блока" (в кн.: О музыке.
Проблемы анализа.
М., 1974). Автор разработок программ для пед. ин-тов "Анализ музыкальных произведений" (М., 1972), "Полифония" (М., 1973). Соч.: опера Бунт (либр. Д. Голубкова и собств., 1953); для симф. оpк. — Симфония (1955); для скр. и симф. орк. — рапсодия Чешские песни (1952); для ф-п. и стpун. орк. — Маленькая увертюра (1969); для ансамбля скр. и ф-п. — Дифирамб (1970); для скр., влч. и ф-п. — Детское трио (Курочка Ряба, 1967) Колобок (1970); для ф-п. — сонатины: I (1943), II (1947). III (1949), IV 1955), V (1973), VI (1974), Деревенские странички (1966), Венок моравских напевов (1967); для голоса и ф-п. — циклы: Путь солдата (сл. П. Воронько, 1953), Двенадцать хокку (пер. В. Марсовой, 1960), Игрушки (сл. А. Барто, 1963), Пять песенок на тексты из шотландской нар. поэзии (пер. И. Токмаковой, 1965), Димкины песенки (сл. И. Токмаковой, 1965), Весело и грустно (десять вок. миниатюр для детей, сл. И. Токмаковой, 1968), Шутки-прибаутки (сл. нар.. 1970), Веселые небылички (сл. И. Бурсова, 1972), Шесть пионерских песен (сл. И. Бурсова, 1973), Четыре дет. песенки (сл. М. Садовского, 1975); хоры, в т. ч. цикл для детей на сл. Б. Заходера (1967), сюита Хороший день (сл. М. Садовского, 1975), кантата Песенки весенние (сл. А. Строило, 1976). Лит. соч.: Как анализировать музыкальное произведение.
М., 1961; Как слушать и понимать музыку (совм. с Г. Поляновским).
М., 1961; Музыкальные формы. М., 1961; Выразительные средства музыки. M., 1962; Скрипичный концерт T. H. Хренникова. M., 1962, Практическая полифония. M., 1972; Музыкальный язык. M., 1974; Книга о музыке (совм. с коллективом авторов, сост., редактирование).
М., 1975.