Рюмина Марина Тулеухановна
(р. 28.05.1960) — спец. в обл. эстетики, культурологии; д-р филос. наук. Род. в Куйбышеве.
Окончила филос. ф-т ЛГУ (1983), асп. МГУ (1989). С 1989 года работает преп. кафедры филос. и культурологии Росс. гос. мед. ун-та. Докт. дисс. — "Смех как эстетический феномен (вопросы теории и истории)" (1999). Р. предложила концепцию эстетич. смеха (комического) как виртуального феномена, связанного с воссозданием определ. иллюзорной реальности, игра с к-рой приводит к ее уничтожению.
В качестве инвариантной структуры комического Р. был выделен механизм "удвоения видимости и ее разрушения", к-рый пластично модифицируется во времени и в конкретной культурно-ист. среде (от древнего ритуального смеха до совр. форм смеха). Р. показывает, каким образом этот механизм вытекает из маргинальной природы эстетич. смеха, что обусловлено теми культурными смыслами пограничного переходного явления ("порога") между жизнью и смертью, между природой и культурой, к-рые он приобрел в истории.
Авт. концепция вырастает из критики известной концепции "карнавального смеха" и "народной смеховой культуры" М.М.Бахтина, суть к-рой заключается в невозможности рассматривать карнавал как наиболее полное и яркое проявление средневековых смеховых форм, а также идентифицировать христ. понимание смеха с отношением к смеху "официальной культуры" (термин М.М.Бахтина).
Р. трактует карнавал как десекуляризованную деградировавшую форму древних греч. ритуалов, способствовавшую посредством маргинализации культуры смене культурной парадигмы.
Р. обосновывает тезис о глоб., культуробразующем характере эстетич. смеха для культуры XX в., в том числе и росс. В качестве определяющей черты культуры смех может выступать контркультурным, чрезмерно маргинализующим фактором, раздробляющим культурное "ядро". В своих предельных выражениях смех бывает связан с культом зла и морального насилия.
Для развития культуры России с ее доминантой православия, рассматривавшего крайние формы смеха как признак дух. смерти, сопряжение с совр. культурой поэтому представляет определ. проблему и вызывает такого рода противоречия, к-рые могут быть трудноразрешимы.
Соч.: Теория смешного А.Шопенгауэра // В. МГУ. Сер. "Философия". 1989. № 5; Тайна смеха или эстетика комического.
М" 1998; Культура эпохи Возрождения // Лекции по философии и культурологии.
М., 1998; О маргинальности гротеска // Маргинальное искусство.
М., 1999; Христианское понимание личности // Философия — культура — медицина: история и теория.
М., 1999; Проблема смеха в современной культуре // Там же.