Ревуцкий Лев Николаевич
род. 21 февр. 1889 в с. Иржавец Полтавской губ., ум. 30 марта 1977 в Киеве. Композитор.
Действ. член АН УССР (1957), доктор искусствоведения (1941). Нар. арт. СССР (1944). Герой Социалистического Труда (1969). В 1903 учился в Киевской муз. школе Н. Тутковского по кл. ф-п у Н. Лысенко.
С 1904 занимался в муз.-драм. школе Н. Лысенко, с 1908—в муз. училище.
В 1916 окончил Киевскую конс. по кл. композиции Р. М. Глиэра (одновременно юридич. ф-т Киевского ун-та). В 1916—1918 в армии. В 1919—1924 преподавал в школах и руководил сельскими хорами.
С 1924 преподаватель Муз.-драм. ин-та им. Н. В. Лысенко в Киеве, с 1932 Киевской конс., с 1935 проф. В 1941—1944 зав. кафедрой композиции, теории и истории музыки Ташкентской конс. Гос. премия СССР (1941); Гос. премия УССР им. Т. Г. Шевченко (1966). Соч.: кантата-поэма Хустина (сл. Т. Шевченко, 1922, 2-я ред. 1949); Ода песне (сл. М. Рыльского, 1956); для симф. оpк. — симфонии: I (1916—1920, 2-я ред. 1957), II (1926, 2-я ред. 1940), Казачок (1929); для ф-п. и симф. оpк. — Концерт (1936, посл. ред. 1963); для скр. и ф-п. — Интермеццо; для влч. и ф-п. — Баллада; для ф-п. — Соната, 7 прелюдий, этюды, Песня, Юмореска, Канон, Вальс; для голоса и ф-п. — романсы на сл. П. Тычины, М. Рыльского, собств. тексты и др.; хоры на сл. Т. Шевченко; песни (ок. 100) на сл. сов. поэтов; музыка к драм. спектаклям и фильмам; обр. нар. песен (свыше 100), в т. ч. циклы для голоса и ф-п.: Галицкие песни, Козацкие песни, Сонечко; для хора и ф-п. — Пять украинских нар. песен, Три веснянки; ред. и доп. оперы Н. Лысенко "Тарас Бульба" (1936, 2-я ред. 1955), ред. I ч. Концерта для ф-п. и орк. В. Косенко (1939). Ревуцкий, Лев Николаевич (род. 20.II.1889 в с. Иржавец Прилукского уезда Полтавской губ., ум. 30.III.1977 в Киеве) — сов. композитор, педагог, муз. деятель.
Музыкой начал заниматься с 5 лет (уроки фп.). Занятия продолжил в Киеве, сперва в муз. школе Н. Тутковского (у Н. Лысенко), спустя год — в муз.-драм. школе Н. Лысенко (1903—05), после окончания гимназии и поступления в университет (1907) — в училище Русского муз. общества (кл. фп. С. Короткевича, в дальнейшем Г. Ходоровского).
После создания на базе училища Киевской консерватории (1913) изучал композицию у Р. Глиэра.
Сочинять музыку начал с 1908/09. В 1916 оконч. консерваторию и университет (юридич. фак.), 2 года пробыл в армии на Рижском фронте.
В 1918—24 работал в Прилуках (пианист-солист, аккомпаниатор, педагог).
В 1924 переехал в Киев, с того же года преподаватель Муз.-драм. института им. Лысенко, с 1933 — консерватории.
С 1935 профессор кл. композиции, в 1941—44 зав. кафедрой композиции и истории музыки в Ташкентской консерватории.
По возвращении в Киев возобновил многостороннюю, в т. ч. и муз.-общ., деятельность: в 1944—48 пред. правления (с 1932 чл. правления) СК УССР, с 1948 чл. правления СК СССР, чл. президиума СК Украины.
Доктор искусствоведения (1941), действит. член Академии наук УССР (с 1957). Весьма плодотворны результаты его педагогической деятельности.
К ученикам Р. принадлежат В. Гомоляка, Н. Дремлюга, Г. Жуковский, А. Коломиец, Г. и П. Майборода, В. Рождественский, А. Свечников, А. Филиппенко и др. Заслуги Р. получили высокую оценку.
Ему присовоены почетные звания засл. деят. иск. УССР (1941), нар. арт. СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1969), он награжден орденами Ленина (1949, 1953, 1967, 1969), Трудового Красного Знамени (1938, 1946, 1952, 1960), удостоен Гос. премий СССР (1941) и УССР (1966). Разнообразное в жанровом отношении творчество Р. во всех проявлениях отличается верностью классическим традициям, серьезностью и благородством замыслов, жизненной правдивостью.
Близость к укр. народной музыке обуславливает его мелодическую содержательность, а искусное воплощение творческих намерений обнаруживает солидность мастерства.
Соч.: "Хустина", кантата для сол., хора и орк. на ст. Шевченко (1923, 2 ред. 1944), "Ода песне", вок.-симф. поэма на ст. Рыльского (1957); "Песня про партию" (1949) для хора и орк.; 2 симфонии (I — 1916—20, 2 ред. 1958, II — 1927, 2 ред. 1940), "Казачок" для орк. (1929); Концерт для фп. с орк. (1934, 2 ред. 1963); пьесы для фп., в т. ч. Соната (1912, 2 ред. 1949), Прелюдия и др.; Интермеццо для скр. и фп. (1926); Баллада для влч. и фп. (1933); романсы, хоры, в т. ч. "Заповiт" Шевченко, обр. укр. нар. песен (ок. 100) для хора без сопр., для хора с орк., для камер.-вок. анс., для разн. инструм. и фп. и др.