Рерих Николай Константинович
— живописец исторического жанра и пейзажист.
Род. в СПб. в 1874 г.; учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской академии художеств, где его главным руководителем был профессор А. Куинджи.
В 1898—1900 гг. читал лекции в СПб. археологическом институте.
Состоит директором рисовальной школы при Обществе поощрения художеств.
Важнейшие из его картин: "Гонец", "Город строят" (обе в Третьяковской галерее в Москве), "Заморские гости" (приобретена Государем Императором), "Зловещие" (в Русском музее имп. Александра III в СПб.), "Заповедное место" (у г-жи М. Якунчиковой, в Москве). {Брокгауз} Рерих, Николай Константинович [Рерих; 27.09.(09.10).1874 — 13.12.1947] —художник, писатель, путешественник, обществ. деятель, философ.
Род. в Петербурге, в семье юриста.
В 1893 окончил Гимназию фон Мая — одно из лучших частных учебных заведений Петербурга.
По окончании гимназии поступает сразу в два учебных заведения Петербурга — в Академию художеств и на юрид. ф-т ун-та. В 1897 оканчивает академию и приобретает широкую известность как оригинальный и самобытный художник.
Осенью 1901 произошло знаменательное событие в жизни Р.: его женой стала Е.И.Шапошникова, правнучка М.И.Кутузова, двоюродная племянница композитора М.П.Мусоргского.
С 1909 Р. — действ. чл. Академии художеств.
С 1910 — предс. об-ва "Мир искусства". Еще в 1916 Р. тяжело заболел пневмонией и вынужден был поселиться в окрестностях Петрограда, в Сердоболе (Сор-товала), и оттуда лишь изредка приезжал в Петроград.
Когда финский фронт отрезал Сердоболь от Питера, Р. оказался отрезанным от Родины.
Началась жизнь семьи Рерихов в эмиграции.
В течение года они живут в Лондоне, затем переезжают в США. В 1923 переезжают во Францию, а потом в Индию. Начинается беспримерное в истории востоковедения путешествие Р. по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Алтай — Монголия — Китай — Тибет — Индия. Длилось это путешествие 5 лет (с 1923 по 1928). Результаты экспедиции превзошли все ожидания.
Был собран гигантский этнографический, зоологич., лингвистич. и религиоведческий материал.
Для его разработки был создан гималайский ин-т науч. иссл. "Урусвати" во главе с Р., установивший связи со многими науч. центрами мира. В 1929 Р. обращается к мировому сообществу с инициативой по заключению междунар. правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях (т.н. "Пакт Рериха"). Инициатива Р. получила мощную междунар. поддержку, однако лишь в 1954 была принята, на основе рериховского пакта, "Гаагская конвенция 1954 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Живя за границей, Р. всегда оставался патриотом своей страны и верил в ее счастливое будущее.
Так, во время своего цен-тральноазиатского путешествия он совершил в 1926 поездку в Москву, где встречался с Чичериным, Крупской, Луначарским и передал им послание махатм — дух. учителей Востока.
Вплоть до посл. дня своей жизни Р. стремился вернуться на Родину.
Смерть не дала осуществиться задуманному.
Р. скончался в долине Кулу в Индии. Надпись на камне возле его дома гласит: "15 декабря 1947 г. здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого друга Индии". Дух. учение, провозглашенное Е.И. и Н.К.Рерихами, носит название Агни-Йога (или "Живая Этика"). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью к-рого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является дух. просветление и дух. совершенствование с целью выхода из-под власти узкоматериальных интересов на широкую дорогу дух.-космич. творч. и со-творч. Основой дух. эволюции земной цивилизации должен стать универсальный синтез зап. и вост. культур, совр. и древнего сокровенного знания, науки и религии.
Особое место в осуществлении подобного синтеза принадлежит России.
В своих собственных кн. Р. развивает и конкретизирует краеугольные положения учения "Живой этики", стремясь сделать их понятными и убедительными для самых разных людей. Труды Р. — это не профессионально-академические сухие трактаты, а глубокие раздумья мудреца, просто и ясно говорящего о самых важных и сокровенных ценностях человеч. бытия: о любви и дружбе, о красоте и творч., о значении повседневного труда и необходимости постоянного нравств. совершенствования.
Р. утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек не есть чисто земной и телесный житель.
Он несет в себе искру этих великих мыслеогненных космич. энергий.
Он — органическая часть бесконечной дух. иерархии Космоса и ключевое звено в его общем совершенствовании.
Важнейшим фактором проявления и творч. приращения огненного "зерна" человеч. духа на Земле является культура.
Поэтому сохранение и пропаганда дух. ценностей культуры, по Р., является важнейшей и насущнейшей задачей земного сообщества. "Что может заменить вопрос культуры? — пишет Р. в работе "Пути благословения". — Продовольствие, промышленность — тело и брюхо. Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как интеллект неизбежно падает.
Весь уровень культуры народа понижается.
Во всей истории человечества ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры.
И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа". Всю жизнь утверждая сущностное единство земных культур и демонстрируя их общую дух.-космич. устремленность, Р. тем не менее всегда подчеркивал значение понятия "Родина" и важность укоренения в нац. культурной почве. Провозвествуя неизбежность и животворность взаимного мудрого ученичества разл. племен и нац. традиций, Р. одновременно доказывал, что невозможно по-настоящему приобщиться к обще-человеч. культурным ценностям, не зная и не любя дух. ценностей собственного народа.
В работе "Нерушимое" он писал: "Защита Родины есть и оборона культуры.
Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины.
Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры... В любви к человечеству, в любви к Родине найдут молодые сердца неосудимое, светлое стремление к подвигу.
В этом русском слове — в подвиге — заключено понятие движения, преуспеяния и неустанного созидательства". Соч.: Цветы Мории. Берлин, 1921; Пути благословения.
Рига, 1924; Нерушимое.
Рига, 1934; Врата в будущее.
Рига, 1936; Из литературного наследия.
М., 1974; Алтай—Гималаи.
М., 1974; Избр. М., 1979; Зажигайте сердца.
М., 1990; О Вечном... М., 1994. А.В.Иванов Рерих, Николай Константинович Род. 1874, ум. 1947. Философ-мистик, писатель, живописец, путешественник.
Представитель русского символизма и модерна.
Ученик А. И. Куинджи.
Участник объединения художников "Мир искусства", его председатель (1910—1918). Полотна: "Гонец" (1897), "Заморские гости" (1901), "Город строят" (1902), "Бой" (1906), "Небесный бой" (1912), "Пантелеймон-целитель" (1916), "Три радости" (1916), "Майтрейя" (цикл, 20-е гг.), "Матерь Мира" (1924), "Мадонна Орифламма" ("Владычица Знамени Мира", 1933), "Помни" (1945) и др. Работал также как театральный художник.
Оформил спектакли "Пер Гюнт" (1912, Московский Художественный театр), "Весна священная" (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), "Князь Игорь" (1914, антреприза С. Дягилева в Лондоне) и др. Книги: "Цветы Мории" (сборник стихотв., 1921), "Пути Благословения" (сборник эссе, 1924), "Алтай-Гималаи", (1927, 1974 на рус. яз.), "Сердце Азии" (1929), "Шамбала" (1930), "Держава Света" (1931), "Твердыня Пламенная" (1932), "Листы дневника" (1934—35), "Врата в будущее" (1936), "Нерушимое" (1936), "Моя жизнь" (1936—47). С 1920-х гг. в США, Индии. Один из основателей "Института Урусвати" (Института гималайских исследований) в Нигаре (совместно с сыном Юрием, 1929—42). В 1923—28 гг. предпринял Трансгималайскую экспедицию для исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. В 1992 г. в Москве открыт Международный Центр Рерихов.