Рерих Юрий Николаевич
[16(29).08.1902 — 21.05.1960)] — востоковед.
Сын Н.К. и Е.И.Рерихов.
Детские и отроческие годы провел в Петербурге.
В 1919 поступил на индоиранское отделение Ин-та вост. языков при Лондонском ун-те. В 1922 окончил отделение инд. фи-лол. Гарварда (США). В 1923 получил степень магистра инд. филол. в Школе вост. яз. при Парижском ун-те. Как ученый Р. сформировался во время Центр.-Азиатской экспедиции, предпринятой его родителями в 1923—1928. Многочисленные геогр., этногр., лингвистич. наблюдения и обобщения легли в основу крупной работы Р. "Пути к сердцу Азии" ("Trails to Inmost Asia", London, 1931). P. выдвигает тезис об ист. взаимосвязи европ. и азиатского кочевого мира. Этому посвящена также работа "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" (1931). Сменяющие друг друга кочевые культуры, по мысли Р.,— предмет спец. отрасли востоковедения — номадистики (науки о кочевниках).
Это был новый поход, т. к. прежде историю кочевых культур увязывали только с историей Китая. Темы ист. взаимовлияний России, Запада и Востока, а также тема Тибета (его истории, культуры и филос.) становятся лейтмотивом науч. творч. Р. Межкультурные влияния в эпической и религ. сфере отражены в иссл. Р. "Сказания о царе Гэсэ-ре из страны Линг" (1942), где проанализировано своеобразие эсхатологич. представлений Запада в начале нашей эры и их влияние на эпос о Гэсэр-хане VI—VII веков н.э. Даже этимологич. связь имени Гэсэр—Kesar-Caesar позволяет, по мысли Р., проследить эллинистически-римское влияние на северо-зап. Тибет. В 1948, вскоре после смерти отца, Р. покидает Кулу (где жил вместе с семьей с 1928) и в 1949—1957 работает в Вост. Гималаях.
В 1957 возвращается в СССР, где и провел посл. 2 года своей жизни. Включившись в развитие сов. востоковедения, Р. внес огромный вклад в деятельность Ин-та востоковедения АН СССР, где возглавил сектор истории религии и филос. Индии, руководил тибетоло-гич. работами, выступил инициатором возобновления работы по переводу древних лит. и филос. памятников Востока Bibliotheca Buddhica. При его участии ч под его ред. вышла в свет "Дхаммапада" в переводе с пали В.Н.Топорова (1960), в к-рой изложены осн. морально-этич. принципы раннего буддизма.
Разрабатывая проблемы культурных взаимовлияний России и Индии, Р. подчеркивал особую дух. близость двух народов.
Он впервые предпринял попытку Представить такие понятия, как "веда", "буддизм", "карма", в контексте рус. дух.-филос. культуры.
Он ссылался и на своего отца, проводившего параллель между легендарной Шамбалой в Гималаях и рус. Беловодьем на Алтае. В посл. годы Р. много переводил и занимался сравнительными лингвистич. иссл. Он полагал, что Тибет до середины XX в. являлся настоящим заповедником культурных архаизмов, сохранявшим и развивавшим традицию Махаяны, к-рая в самой Индии пришла в упадок на рубеже I и II тысячелетий.
Анализ жизнеописания Дхармасвамина, тибетского пилигрима XIII в., освещает позднейший период дух. традиции средневекового буддизма.
Иссл. Калачакры, филос.-астрологич. концепции Тибета XI—XII вв., эзотерических знаний о Шамбале и о короле Шамбалы содержатся в посл. работах Р. Несомненно, сам Р. испытал определяющее влияние тибетского буддизма на свое мировоззрение, как, впрочем, и остальные члены семьи Рерих. М.А.Мамонова Рерих, Юрий Николаевич Род. 1902, ум. 1960. Востоковед, специалист по тибетологии, буддийской философии и религии.
С 1957 г. жил в СССР. Сын Н. К. Рериха (см.).