Репина Надежда Васильевна
— жена композитора А. H. Верстовского, артистка Императорских Московских театров; род. в Москве 25-го сентября 1809 года; с раннего детства вращалась в артистической среде; отец ея, В. Д. Репин, происходивший из крепостных людей помещиков Столыпиных и выкупленный на волю Дирекцией театров, был музыкантом Императорских Московских театров, и естественно, что, благодаря окружающей обстановке, у его дочери рано начала пробуждаться любовь к театру; к тому же весьма скудные средства отца заставили его отдать свою дочь, уже на седьмом году ее жизни, 7-го июля 1816 года, в Московское Театральное Училище, где она пробыла около 9 лет. В Училище вскоре выяснилось, что у девочки недюжинные артистические способности и довольно сильный и мелодичный голос. Будучи еще ученицей Театрального Училища.
Репина с 1823 года стала появляться на сцене Московского Театра, причем завоевала внимание публики и Театральной Дирекции.
Это внимание, однако, досталось ей не даром: Дирекция в ту пору не только к воспитанникам и воспитанницам Театрального Училища, но даже и к служащим артистам относилась очень строго; за ошибку при исполнении какой-либо роли наказывали весьма серьезно; так, Репина, вспоминала, что однажды, при первом представлении переведенной с французского пьесы Скриба "Простая История", в которой она играла главную женскую роль, она сбилась при исполнении одного куплета, — и за это ее после спектакля поставили на колени.
Вскоре после первых своих выходов она обратила на себя внимание Инспектора музыки Московских Театров А. Н. Верстовского, который, понимая сценическое искусство, много помогал ей своими советами.
Выступив в 1823 году в первый раз на Московской сцене, Репина еще почти целых два года, часто появляясь в спектаклях, продолжала оставаться в Театральной Школе и только 26-го мая 1825 года, не имея еще полных 16-ти лет, вышла из Училища.
Публика к этому времени уже хорошо знала ее. Дарование Р., по отзывам современников, было обширно и многосторонне, а потому нет ничего удивительного, что, несмотря на свои еще очень молодые годы, она заняла одно из первых мест на Московской сцене, на которой прослужила 16 лет. О гибкости и разносторонности ее таланта можно судить по чрезвычайно разнообразному репертуару пьес, в которых она исполняла нередко роли самого противоположного характера.
То она исполняла роли наивные, веселые, то роли страстные, сильно драматические, то водевильные, то первые роли в драмах и первые партии в операх, в которых, даже несмотря на свой не особенно обширный голос, исключительно благодаря неподражаемой игре, занимала первое место. А. Н. Верстовский, впоследствии ее муж, написал для нее партии Надежды в "Аскольдовой Могиле" и Пахиты в "Тоске по родине". Особенно же H. В. Репина выделялась во французской комической опере, где, как известно, хорошая игра требуется в такой же мере, как и хорошее пение, а там, где дело касалось игры, — успех Репиной был вполне обеспечен.
Ее репертуар этого рода был очень обширен, но наибольшими симпатиями она пользовалась в операх: "Невеста", "Фра-Дьяволо", "Черное Домино" и некоторых других.
Не будучи красавицей, Репина была очень миловидна, жива, полна чувства, страсти.
Все свои роли, как сильно драматические, так и водевильные, проводила она воодушевленно, жизненно, страстно.
Белинский, говоря об ее игре в "Цыганах" (по Пушкину) и исполнении ею песни Земфиры "Старый муж, грозный муж", так охарактеризовал ее: "Н. В. вся была огонь, страсть, трепет, дикое упоение". О силе, естественности и чрезвычайно захватывающей страстности ее игры можно судить уже по следующему случаю, рассказанному бывшим режиссером Московских Императорских Театров, покойным С. П. Соловьевым.
В этих же "Цыганах", в которых исполнение Н. В. Репиною роли Земфиры приводило в восторг не только Белинского, но и всю Москву, роль Алеко исполнял П. С. Мочалов.
Однажды он до того поддался очарованию артистки, что при стихах песни: "Как ласкала его я в ночной тишине", совершенно забылся и вскричал: "Это черт, а не женщина!" Но не в одной только роли Земфиры Репина производила такое сильное, захватывающее впечатление.
Последней созданной ею ролью была роль Славской в водевиле Д. T. Ленского (посвятившего ей водевиль "Лев Гурыч Синичкин"): "В людях ангел — не жена, дома с мужем — сатана"; здесь, несмотря на свои почти 32 года, она силою таланта, молодостью души сумела дать замечательно рельефное изображение молоденькой женщины, кажущейся то ангелом смирения, покорности, кротости и любви, если на нее смотрел кто-нибудь посторонний, то капризным, своенравным ребенком, беспощадно мучающим своего мужа, как только она остается с нею наедине.
По отзыву Вл. Родиславского, особенно восхитительна она была, когда произносила, как бы по секрету публике, приложив при последнем слове палец к губам, слова заключительного куплета: "И здесь есть, верно, не одна, / Что в людях ангел — не жена, / А дома с мужем — сатана!" Эта роль была последняя, созданная Н. В. Репиной, и ею она закончила свою артистическую карьеру, исполнив ее в последний раз на Московской сцене 8-то февраля 1841 года. Однако, несмотря на такую одухотворенность и страстность игры, Р. нельзя было назвать артисткой вдохновения, артисткой минуты; нет, она всегда много работала над каждою ролью, вдумывалась в нее, заботилась об отделке даже мелочей; в то же время она не была и артисткой заученной, рассчитавшей и изучившей каждый свой жест, каждое свое движение, что всегда придает игре какую-то деланность, натянутость и даже мертвенность.
Это была артистка, полная жизни, страсти, таланта и ума; всякую роль, как бы она ни была бесцветна и бессодержательна, Репина умела провести с захватывающим интересом.
Белинский, вообще сильно увлекавшийся Р., разбирая ее игру в роли Сусанны в "Свадьбе Фигаро", говорит между прочим: "Признаемся, что если бы все и всегда так играли (как Н. В. Репина), то не было бы больше плохих пьес, и все пьесы, даже дурные, были бы превосходны.
По словам Родиславского, Р. "из каждой роли создавала законченное художественное произведение.
Тонкое, эстетическое понимание ролей, глубина и сила чувств, звучный, симпатичный голос, одушевленное, выразительное лицо, блестящие черные глаза и грация, присущая всем ее движениям, — вот те орудия, которыми она побеждала все трудности искусства, очаровывая всех зрителей"... Сила ее таланта особенно рельефно обрисовалась в последние годы ее артистической деятельности.
Будучи уже не первой молодости, она, однако, так естественно изображала то наивных, то капризных 15—16-летних девочек, что видевшие ее на сцене никогда не поверили бы, что артистке уже за 30 лет. Прослужив на сцене 16 лет, Репина в 1841 году, еще в полном расцвете своего таланта, вышла в отставку.
Одною из причин этой отставки был, кажется, ее брак с А. Н. Верстовским, состоявшийся вскоре после того, как она оставила сцену. Но и в отставке артистка не переставала интересоваться театром и до самой смерти своего мужа очень часто посещала театр. Многие артисты и особенно артистки часто обращались к ней за советом, весьма дорожа ее мнением об их игре. Строгая к себе, она была снисходительна к другим, и отзывы ее даже о дурном исполнении всегда отличались мягкостью и деликатностью, хотя, конечно, всегда было видно, что это обусловлено не отсутствием вкуса и непониманием дела, а сердечной добротой и снисходительностью.
По смерти мужа здоровье Р. сильно пошатнулось. 19-го ноября 1867 г., вечером, она вдруг почувствовала себя дурно, а 20-го ноября, в 11 часов утра, скончалась; тело ее погребено на Ваганьковом кладбище, возле могилы ее мужа. "Иллюстрированная Газета" 1867 г., 14-го декабря, № 49, стр. 382, некролог; "Энциклопедический Словарь" Брокгауза и Ефрона, т. 27, стр. 481 и т. VI, стр. 52; "Современная Летопись" 1867 г., № 45, ст. Вл. Родиславского: "Надежда Васильевна Репина", стр. 14—15 (некролога); "Репертуар Русской сцены" 1840 г., т. 2, кн. XI, ст. Л. Л.: "Русский театр в Петербурге и в Москве", стр. 3 и 4; "Московские Ведомости" 1825—1841 гг.; "Историч.
Вестн." 1912 г., № 6, стр. 881—882; Сочинения С. Т. Аксакова, изд. Просвещения, по указ. Н. М. {Половцов} Репина, Надежда Васильевна — певица; см. Верстовская. {Брокгауз} Репина, Надежда Васильевна — известная в свое время драматическая актриса и певица; выступала на московской сцене в 1825—1841. См. Верстовский. {Риман} Репина, Надежда Васильевна [25.9(7.10). 1809 (по уточненным данным), Москва — 20.10 (1.11). 1867, там же] — арт. оперы (драм, сопрано) и драмы. Жена композитора А. Верстовского (с 1841). Род. в семье музыканта (отец играл в оркестре крепостного т-ра А. Столыпина, впоследствии был выкуплен дирекцией моск. т-ра). В 1816—25 воспитанница Моск. театр. уч-ща. Пению обучалась у итал. певца Бравура, уроки музыки брала у скрипача, дирижера и композитора А. С. Гурьянова, позднее занималась по вокалу у А. Верстовского, оказавшего большое влияние на ее творческое развитие.
Ученицей уч-ща в 1823 дебютировала в неск. операх-водевилях (Имп. т-р на Моховой). 14 окт. 1824 выступила на открытии моск. Малого т-ра в балете "Лилия Нарбонская" (вместе с А. Сабуровой). 6 янв. 1825 на открытии здания моск. Большого т-ра исп. партию Кариолы в прологе "Торжество муз" (с муз. А. Верстовского и А. Алябьева).
Окончив уч-ще, заняла ведущее положение на моск. сцене, где с успехом выступала до 1841 в драм. спектаклях, водевилях, концертах, но. с особенным успехом — в опере. Обладала подвижным, не очень сильным голосом небольшого диапазона (при этом исп. не только сопрановые, но и меццо-сопрановые партии), ярким драм. талантом.
Исп. отличалось естественностью, поэтичностью.
Большое внимание уделяла гриму, костюму и пластическому рисунку образа. "Репина, необыкновенно даровитая артистка, долго была истинным украшением московской сцены, занимая в ней амплуа, соответствующее амплуа Щепкина, потому что в ее таланте есть аналогия с его талантом" (В. Белинский)*. Р. продолжила традиции Е. Сандуновой и была одной из первых моск. оперных певиц, утверждавших на оперной сцене принципы сцен. реализма, стремилась к достижению вокального и сцен. единства роли. В обширном и разнообразном репертуаре арт. (ок. 100 партий) преобладали партии лирико-комедийного плана. 1-я исп. партий: Марии де Люссеваль ("Женщина-полковник"), Наденьки ("Хлопотун, или Дело мастера боится"), Людмилы ("Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье"), Эмилии ("Три десятки, или Новое двухдневное приключение"), Шарлотты ("Две записки, или Без вины виноват"), Волшебницы Морганы ("Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам"), Ленушки ("Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль"), Клодины ("Моя жена выходит замуж"), Фанни ("Пять лет в два часа, или Как дороги утки"), Луизы ("Бонар в луне"), Эммы ("Муж и жена" А. Алябьева и др.), Юлии ("Пан Твардовский"), Викторины ("Средство выдавать дочерей замуж"), Лизы ("Сюрприз"), Горожанки ("Девкалионов потоп, или Меркурий-предъявитель"), Царь-девицы ("Иван-царевич"), Вильгельмы Блю-менталь ("Старый гусар, или Пажи Фридриха II"), Гремислава ("Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев"), Надежды ("Аскольдова могила", эта партия была написана А. Верстовским специально для певицы), Даши ("Еще чудные встречи, или Суматоха в Сокольниках"), Лизы ("Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка"). Розалии ("Тоска по родине": эта партия была написана А. Верстовским специально для певицы), Параши ("Параша-Сибирячка"), Катерины ("Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец"); в Москве — Маши ("Лунная ночь, или Домовые"); в моск. Большом т-ре — Маши ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Всемилы ("Илья-богатырь"), Анны ("Обезьяна-воровка, или Жертва злобы"), Милославы ("Русалка" К. Кавоса), Фионы ("Рославлев"), Бетти ("Жении"), Аннеты и Камиллы ("Жоконд, или Искателя приключений"), Эми ("Лейчестер и Елизавета, или Замок Кенильворт"); Нисеты ("Фанфан-Тюльпан, или Давно пора бы догадаться"), Зелий ("Алина, королева Голкондская" Ф. Буальдье), Фаншеты ("Новый Парис"), Ленушки ("Карантин"), Пиппо ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"), Церлины ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Бетли ("Швейцарская хижина" А. Адана). Церлины ("Дон Жуан"); на рус. сцене — Кеттли ("Кеттли, или Возвращение в Швейцарию"), Эммы ("Вампир, или Мертвец-кровопийца"), Генриетты ("Невеста"), Генриетты ("Каменщик"), Гюльнары ("Гюльнара, или Персидская невольница"), Галатеи ("Черный латник, или Сын проклятия"). Жении ("Белая волшебница"), Сюзетты ("Невинный в вине, или Судейский приговор"), Бетти ("Две ночи"). Розы ("Эмма, или Безрассудное обещание"), Франчески ("Людовик, или Ненависть и любовь"), Нисетты ("Тайный брак, или Поединок в Пре-о-Клерк"), Леокадии ("Леокадия"), Марии ("Клятва, или Делатели фальшивой монеты"), Сары ("Сара, шотландская сирота"), Мадлены ("Почтальон из Лонжюмо"), Марии ("Мария, или Безнадежная любовь"), Анжелы ("Черное домино, или Таинственная маска"). Лучшие партии: Надежда ("Аскольдова могила"), Церлина ("Дон Жуан" и "Фра Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Мадлен ("Почтальон из Лонжюмо"), Анджела, Эммелина.
Др. партии: Троепольская, Маруся;
Зетюльба, Агнесса, Люция, Лореза.
Партнеры: А. Бантышев, П. А. Булахов, Н. Лавров, В. Рязанцев, Н. Семенова.
М. Щепкин.
Пела п/у И. Фельцмана, Ф. Шольца.
Большой популярностью пользовались в исп. Р. песни А. Верстовского "колокольчик" ("Вот мчится тройка удалая..."). "Песня Земфиры" ("Старый муж, грозный муж...") из муз. к инсценировке поэмы "Цыганы" А. Пушкина (пост. 29 янв. 1832), а также песни сумасшедшей Фионы в драме "Рославлев" А. Шаховского (муз. А. Верстовского и А. Варламова), песня дочери Мельника ("По камушкам, по желтому песочку") из муз. А. Алябьева к инсценировке "Русалки" A. Пушкина (пост. 1838). На драм. сцене была постоянной парт-нершей П. Мочалова (в т. ч. в "Гамлете" У. Шекспира, где играла Офелию), М. Щепкина (в водевилях), B. Каратыгина. драм. роли: Софья ("Горе от ума" А. Грибоедова), Сюзанна ("Женитьба Фигаро" П. Бомарше), Луиза ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Мирандолина ("Трактирщица, или Хозяйка гостиницы" К. Гольдони).
Р. была знакома с А. Варламовым, А. Алябьевым, А. Гурилевым, А. Пушкиным, А. Грибоедовым, С. Аксаковым, в. Одоевским, Р. Шуманом, Ф. Листом, Г. Берлиозом.
В расцвете славы в 1841 оставив сцену, не прекращала связь с театром, часто бывала на спектаклях, помогала молодым артистам.
Современник арт. С. Соловьев писал: "Репина жила искусством и для искусства, жизнь ее состояла или в игре на сцене, или в приготовлении к этой игре; помимо этой жизни она не жила и не могла жить"**. Лит.: Родиславский В. Надежда Васильевна Верстовская. (Некролог) // Современная летопись. 1867. № 45; Его же. Надежда Васильевна Верстовская (Репина) // Искусство, 1883. № 9; Соловьев С. П.** Двадцать пять лет из жизни московского театра // Ежегодник имп. театров.
Сезон 1902—1903. Прилож. 1; Надежда Васильевна Репина (по поводу 33-летия ее смерти) // Там же. Прилож. 3. С 80—84; Финдейзен Н. Новые материалы для биографии А. Н. Верстовского // Муз. старина.
Вып. 1. — СПб., 1903; Марков П. Малый театр тридцатых и сороковых годов // Московский Малый театр: 1824— 1924. — М., 1924. С. 165—244; А. Б. Новые приобретения Государственного театрального музея им. А. Бахрушина // Вестник работников искусства. 1926. № 8. С 23; Белинский В. Г. О драме и театре: Избр. статьи и высказывания. — М.; Л., 1948. С. 359; Аксаков С. Литературные и театральные воспоминания. 1812—1830//Аксаков С. Избранные сочинения. — М.; Л., 1949. С. 435—495; Белинский В. Г.* Полн. собр. соч. Т. VIII. — М., 1955. С. 533; Штейнпресс Б. Страницы из жизни А. А. Алябьева. — М., 1956; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки.
Очерк, —Л., 1959. С. 706—711; Доброхотов Б. Оперная примадонна старой Москвы // Муз. жизнь. 1979. № 17. С. 19; Сконечная А. Д. Торжество муз. — М., 1989. С. 70—79.