Репин Илья Ефимович
— известный художник, живописец исторических и бытовых сцен и портретный; родился 24 июля 1844 г. Живописи стал обучаться на 13-м году в Чугуеве, у П. Бунакова; в 1863 г. поступил в Академию художеств в Петербурге и вскоре оказал большие успехи, так что в 1869 г. был уже награжден малою золотою медалью за картину, написанную на программу "Иов и его друзья". В 1872 г. получил и большую золотую медаль за программу "Воскрешение дочери Иаира". Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов и по некоторым из них написал для вел. князя Владимира Александровича картину "Бурлаки на волге", оконченную в 1872 г. Эта картина, изображающая тяжкий, почти страдальческий физический труд бурлаков, тянущих барку, произвела сильное впечатление на публику и критиков искусства.
С 1873 г. Р. путешествует за границей, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление.
В Париже он пишет "Парижское кафе" и сказочного "Садко". По возвращении в Петербург Р. стал деятельным членом Товарищества передвижных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. Из его картин последовательно появлялись на выставках товарищества: "Правительница София Алексеевна в монастыре" (1879), весьма энергичная фигура, "Крестный ход в Курской губ." — картина (1883), полная народных типов (в галерее Третьякова), "Не ждали" (1884) — возвращение из ссылки, одно из лучших произведений художника по бытовой живописи, "Иоанн Грозный и его сын Иван" (в галерее Третьякова), картина, обратившая на себя внимание кровавым реализмом и психическим моментом (1885). Картина "Дуэль" обратила на себя большое внимание у нас и за границей.
Упомянем еще о сильно выраженном гоголевском типе "Поприщин" (1882; принадлежит Ф. А. Терещенко).
Р. написал множество прекрасных портретов, из которых особенно укажем на портреты Франца Листа и М. Глинки (1887): в разное время были выставлены им портреты Стрепетовой, Н. И. Пирогова (1882), П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, Тургенева (1884), В. М. Гаршина, В. В. Самойлова (1887), М. С. Щепкина (1889), баронессы Икскуль и мн. др. Портреты отличаются жизненным сходством; живопись их, как и вообще всех картин Р., колоритна, кисть свободная и не допускающая тонкой выработки.
С 1896 г. Р. состоит профессором-руководителем одной из учебных мастерских в преобразованной Академии художеств. {Брокгауз} Репин, Илья Ефимович (Repine); исторический живописец.
Родился 25 июля 1844 г. в Чугуеве; с 1864 воспитанник Академии художеств; за картину "Бурлаки" получил в 1870 г. золотую медаль г-жи Лебрен "за экспрессию", a за "Воскрешение Иаировой дочери", в 1871 году, 1-ю золотую медаль, с правом поездки за границу на 6 лет. С 1876 г. за картину "Садко" академик; с 1892 профессор.
Здесь не место говорить о значении Репина для русской живописи; что же касается до работ его, относящихся к нашему Словарю, то он пробовал гравировать офортом и литографировать; поныне имеется офортов его 8, a литографий 16. Его офорты 1. Старик в короне.
Без подписи.
Первый опыт; доска перетравлена. 2. Портрет, поясной, 3/4 вправо, живописца Шиндлера.
Гравирован в Париже в 1875 г. 3. Этюд женщины в чепце, профиль вправо; поясная фигура, в овале. Подп.: "И. Репин 1875". 4. Погрудный портрет композитора Мусоргского: "1885 И. Репин". 5—7. Три этюда с натурщиц, награвированные на досках непосредственно с натуры, с подписью: "И. Репин 91"; a именно: 5. Подросток (в рост); 6. Женщина сидящая и 7. Женщина стоящая. 8. Портрет графини Мерси Д''Аржанто: "И. Репин". Большой лист в длину (1893 г.). Гравюра эта окончена сухою иглою, с такою свободою, с таким мастерством, что сделала бы честь лучшему граверу; доска была первоначально награвирована парижским гравером Дьеном, но не понравилась Репину, и вследствие того была перегравирована им заново; фамилия первого гравера осталась на полях внизу гравюры, которая существует в Петербурге только в трех экземплярах: y Репина, Ровинского и Рейтерна. 6) Литографии 9—11. Три рисунка пером на камне, в Художественном Автографе Выставки 1869 г.; именно: 9. Иов и его друзья: "И. Репин 1869". 10. Патриций в тюрьме, с кар. проф. Бронникова, и 11. Мозаика с картины Брюллова: "рис. Репин". 12—13. Два рисунка в Художественном Автографе Выставки 1870 г.; a именно: 12. с картины Гуна: Сцена из Варфоломеевской ночи: "К. Гун. — Репин", и 13. С картины Якобия: Арест Бирона. 14. Бурлаки: "И. Репин 1870—73". Большой лист в длину, печатанный с камня, на который переведен был в увеличенном размере фотолитографированный рисунок Репина пером, принадлежащий В.В. Стасову.
Эта фотолитография представляет первый вид сего листа, исполненного засим красками и изданного картографическим заведением Ильина хромолитографиею. 15 и 16. Два рисунка к рассказу Совихина: "Дед Софрон", изд. Сытина. 1885, a именно: Сходка: "И. Репин 1885 г.", и Софрон сидит на камне. Ta же подпись.
Печатаны тоном. 17. Малашка Дергачивна: "И. Репин 1886"; в Сборнике: "Помощь бедным детям. Москва 1887". 18. Лев старца Герасима: "И. Репин 1888". В "Игрушечке" на 1888 г. 19. Казачок: "И. Репин"; рисунок пером. Во втором виде рисунок сей, печатанный тоном, издан как премия журнала "Свет и Тени". 20. Большая арабеска к рассказу графа Л. Толстого "Краюшка хлеба". Неконч.; внизу едва заметна подпись: "...епин". 21. "Вражье лепко, Божье крепко. 1885. И. Репин". 22. Два брата и золото, с тою же подписью; народная картинка с текстом графа Л. Толстого, изданная Сытиным посредством хромолитографии. 1-е отпечатки в одном контуре, без красок. 23. Пахарь: "И. Репин 1887. в Ясной Поляне 9 Августа", с картины его; издана Ильиным хромолитографией. 24. Генерал-майор Залесский 1: "1885. И. Репин". Литография, напечатанная на желтой бумаге. {Ровинский} Репин, Илья Ефимович Род. 24 июля (5 августа) 1844 г., в Чугуеве, ум. 29 сентября 1930 г., в Куоккале (ныне Репино).
Художник, яркий представитель русского реализма.
Ученик И. Н. Крамского.
Выпускник Петербургской академии художеств (1871). Произведения: "Иов и его друзья" (1869), "Воскрешение дочери Иаира" (1871), "Бурлаки на Волге" (1870—73), "Славянские композиторы" (1871—72), "Садко в подводном царстве" (1876), "Мужичок из робких" (1877), "Мужик с дурным глазом" (1877), "Протодиакон" (1877), "Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре" (1879), "Проводы новобранца" (1879), "Крестный ход в Курской губернии" (1880—83), "Арест пропагандиста" (1880—82), "Вечорницi" (1881), "Н. И. Пирогов" (1881), "М. П. Мусоргский" (1881), "П. А. Стрепетова" (1882), "Отказ от исповеди" (1879—1885), "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878—91), "Не ждали" (1884), "Прием волостных старшин Александром III" (1885), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), "Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт" (1889), "Графиня Луиза Мерси д’Аржанто" (1890), "Осенний букет" (дочь художника Вера) (1892), портрет княгини М. К. Тенишевой (1898), портрет В. А. Серова (1901) "Торжественное заседание Государственного Совета" (1901—03), "Какой простор!" (1903), "Голгофа" (1922—25) и др. Профессор (1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств.
Учитель Б. М. Кустодиева, И. Э. Грабаря, В. А. Серова.
После Октябрьской революции оказался в эмиграции (с отделением Финляндии), на родину не вернулся, не одобряя и не принимая политики большевиков.
Автор книги "Далекое близкое" (сборник статей, воспоминаний).