Рейснер Ларисса Михайловна
[1895—1926] — советская писательница, журналистка.
Член ВКП(б) с 1918. Р. в Польше.
Отец Р. — профессор государственного права, до 1905 — политический эмигрант.
Высшее образование Р. получила в петербургском Психоневрологическом институте.
Начало ее лит-ой деятельности—1912—1913. Первым произведением Рейснер была пьеса "Атлантида" (альманах "Шиповник", 1913) — незрелая вещь с мифологическим сюжетом о юноше, обреченном на смерть и смертью своей спасающем человечество от гибели, — написанная в абстрактно-символических тонах под некоторым влиянием Л. Андреева.
В 1915—1916 вместе с отцом Р., объединив вокруг себя группу молодых поэтов — В. Рождественский, В. Злобин, Л. Никулин и др., — издавала журнал "Рудин" (вышло 8 номеров), задачей которого было — "клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни". Пораженческий характер, оппозиционная антиправительственная направленность журнала уживались с утонченно-эстетскими стихами, близкими символизму (см.) и отчасти акмеизму (см.). Рейснер выступала под псевдонимами Л. Xpaповицкий, И. Смирнов и др. Перед нами автор то изысканного сонета, то революционного гимна, то сатирической заметки о профессорской схоластике, шаржа на проф. Туган-Барановского, пытающегося превратить "революционное учение марксизма" в "пасхального масляного барашка", то наконец автор критических статей (о Блоке, Северянине, Маяковском и т. д.). В 1916—1917 Рейснер — сотрудник интернационалистского журнала "Летопись" (см.) и газеты М. Горького "Новая жизнь". Р. — представительница той группы интеллигенции, которая с первых дней Октября без колебаний и до конца связала свою судьбу с судьбой рабочего класса.
Героическая жизнь молодой писательницы запечатлена в ряде ее очерков, фельетонов, газетных заметок, путевых дневников.
Биография писательницы сливается с биографией бойца-большевика.
Р., комиссар Морского генерального штаба, в 1918—1919 — на Чехо-словацком фронте.
Памятником этой эпохи является книга очерков "Фронт". Героизм самого автора, выступающего в роли разведчицы, пробирающейся в тыл к белым, скрадывается, затушевывается описанием героев Волжской флотилии, знаменитой обороны Свияжска и других эпизодов революционной войны. В 1920 Р. — в составе советской дипломатической миссии в Афганистане.
Разоблачение колониальной политики английского империализма, изображение пробуждающейся стихийной классовой ненависти угнетенных афганских масс — таково содержание очерков Р., написанных в Афганистане (изданы в 1925). За пестротой красок, восточной экзотикой писательница-коммунистка видит темный и страшный быт "мертвого Востока", где на фабрике ("Машин-хане") "бьют палками по голым плечам,... где хозяин фабрики — вотчинный помещик, главнокомандующий, шеф полиции и абсолютный монарх в одном лице". В 1923 Р. — в Германии.
Героическая борьба гамбургских рабочих отражена в одном из наиболее удачных и популярных произведений Р. — "Гамбург на баррикадах" [1924]. Описание самого восстания перемежается с портретами революционных борцов.
В плане контраста задуманы публицистически заостренные очерки-фельетоны "В стране Гинденбурга", где изображению крупнейших предприятий германской капиталистической индустрии, ее промышленных королей противопоставлено описание "концентрационного лагеря нищеты" — армии безработных.
Жадный интерес к жизни, к новым людям строящегося социалистического общества заставляют Р. по возвращении из Германии поехать в угольные и горные районы Урала и Донбасса.
Плод этой поездки — книга "Уголь, железо и живые люди" [1925]. Не скрывая всех трудностей строительства, Рейснер показывает те "гигантские шаги, которыми идет вперед новая бытовая культура". Последнее крупное произведение Р. — исторические этюды-портреты, посвященные декабристам ("Портреты декабристов", 1925). Мастерски воссоздаются Рейснер классово-отточенные, социально-дифференцированные образы участников декабрьского восстания: Штейнгеля — этого "мятежника не по чувству, а по голому разуму", непримиримого бунтаря Каховского, представителя "мелкодворянской, канцелярской, захудалой Руси", аристократического вождя, неудачного диктатора — князя Трубецкого.
Произведения Р. — вдумчивого, острого наблюдателя, участника описываемых событий и фактов — не сухие хроникерские заметки, а темпераментные, взволнованные, проникнутые лирическим пафосом документальные записи виденного.
В своей творческой практике Р. пользовалась разнообразными, но очень близкими, почти смежными литературно-журнальными жанрами — фельетон, очерк, мемуар, портрет и т. д. Метафоричность, обилие и разнообразие развернутых сравнений — одна из характерных черт стиля писательницы.
Влияние русских и западных символистов, налет эстетизма особенно сильно сказываются на первых послереволюционных произведениях Р. Реминесценции из области античного мира, мифологии — "зелено-пурпурные Эосы", "черные Стиксы", мистические образы "черного ворона", вычурные эстетские метафоры (напр. "жизнь борется за правду, за белых лебедей своего воскресенья" и т. д.) — дисгармонировали с материалом и характером очерков.
От этих пережитков интеллигентско-утонченной культуры постепенно освобождалась Р. Изысканность и вычурность письма заменяются в дальнейшем чеканными, реалистически-конкретными языковыми образами.
Стремясь к наибольшей выразительности, конкретности своих очерков, Р. умело подбирает сравнения и метафоры, связанные с той обстановкой, бытом, средой, которые она описывает.
Так напр. приморский город Гамбург сравнивается с "крупной, мокрой, еще трепещущей рыбой, только что вынутой из воды", а язык Гамбурга, пропитанный морем, "солон, как треска,... скользок, богат и легок, как чешуя глубоководной редкой рыбины"; в стране Гинденбурга даже "дымы ползут", как "цифры ежегодных Крупповских дивидендов", и т. д. Публицистическая заостренность, сочетающаяся с лирической взволнованностью, с пафосом революционного бойца, характеризует творчество Р. Оптимистическое утверждение жизни, радость и боевой задор строителя социалистич. общества пронизывают все произведения Р., первой советской очеркистки.
Наиболее зрелыми, художественно крепкими являются такие произведения Р., как "Гамбург на баррикадах", "В стране Гинденбурга" и "Портреты декабристов". Преждевременная смерть прервала жизнь яркого художника, борца-большевика в самом разгаре ее творческой деятельности.
Библиография: I. Собр. сочин., со вступ. ст. К. Радека, тт. I — II, Гиз, М. — Л., 1928 (т. I. Фронт—1918—1919, Афганистан; т. II. Гамбург на баррикадах, В стране Гинденбурга, Уголь, железо и живые люди, Декабристы). II. Ильинский И., Памяти Лариссы Рейснер, "Печать и революция", 1926, III; Кольцов М., Милый спутник, "30 дней", 1926, III; Смирнов П., Памяти Лариссы Рейснер, "Новый мир", 1926, III; Сосновский Л., Памяти собрата, "Жизнь искусства", 1926, VII; Инбер Вера, Ларисса Рейснер, "Красная новь", 1927, II; Оксенов И., Ларисса Рейснер, Критический очерк, Л., 1927; Смирнов П., Неотразимый образ, Заметки о Лариссе Рейснер, "Новый мир", 1929, П.; БоронинаЕ., Ларисса Рейснер, "Залп", 1931, № 2; Никулин Л., Записки спутника, Ленинград, 1932; Pадек К., Портреты и памфлеты, т. I, Москва, 1933 (ст. о Лариссе Рейснер — перепеч. вступ. статья из собр. сочин.). III. Витман А., Покровская Н., Этингер Н., Восемь лет русской художественной литературы, Гиз, М. — Л., 1926; Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928. Л. Поляк. {Лит. энц.}