Разумный Владимир Александрович
(р. 15.10.1924) — философ, публицист, критик; д-р филос. наук, проф. Участник Великой Отеч. войны. Окончил ВГИК (1948), асп. ИФ АН СССР. С 1949 ведет преп. работу по филос. и эстетике.
В 1955—1969 — ст. н. с. ИФ АН СССР. В 1969—1977 — директор изд-ва "Педагогика". В 1977—1980 — зав. сектором взаимодействия школы, учреждений культуры и общественности по эстетич. воспитанию НИИ общих проблем воспитания АПН. В 1980—1984 — зав. кафедрой обществ. наук Всес. ИПК работников культуры.
В 1984—1992 — проф.-кон-сультант НИИ художеств. воспитания АПН. С 1992 — проф. кафедры организации художеств. образования Ин-та переподготовки работников культуры, искусства и туризма.
Первый период творч. деятельности Р. был посвящен разработке общегносеол. проблем эстетики, ее осн. познавательных категорий (1955—1956). Развивая гегелевскую традицию трактовки искусства как особой формы познания идеи прекрасного, Р. стремился утвердить идею полифоничности художеств. образа как специфического синтеза истины, добра и красоты, как единственно возможного пути определения прекрасного вего истинной сути. Им была обоснована закономерность условности, расширены догматически предопредел. рамки соцреализма.
Следующий этап творч. деятельности Р. — изучение новых худо-жеств.-образовательных систем в России, их взаимосвязи с богатейшим практич. опытом рус. практиков и иссл. конца XIX—начала XX в. На этой основе Р. был создан ряд работ по теории эстетич. воспитания (1961, 1969, 1985, 1988), в к-рых сформулирована концепция "П—П—Д" (потребность—переживание—действие), предполагающая возможность конструктивного и эффективного изменения эстетич. потребности индивида только через педагогически организованное действие, операционно влияющее на переживание, на всю его структуру.
На основе этой концепции был создан Обществ, ин-т эстетич. воспитания при Пед. об-ве России, разработан комплекс методических пособий для работников культуры.
С. впервые (1978) была постулирована идея центров эстетич. воспитания как нового типа образовательных учреждений.
Р. представил на обсуждение науч. общественности программу модернизации школы как изжившего себя ин-та эпохи Просвещения.
Стержневой в этой программе стала идея дешколизации новой, посткартезианской дидактики и использования новых игровых технологий в учебном процессе.
В посл. период Р. опубликовал ряд работ о драматизме бытия, о развиваемой им филос. мементо-моризма, о сравнительной теории вероучений (1991, 1994). Соч.: Проблема типического в эстетике.
М., 1955; Художественный образ. М., 1956; Что такое искусство.
М., 1958; Этическое и эстетическое в искусстве.
М., 1959; О природе художественного обобщения.
М., 1960; О хорошем художественном вкусе. М., 1961; Ленинская теория отражения и некоторые теоретические вопросы изобразительного искусства.
М., 1963; Проблемы социалистического реализма: о художественной правде и социальной функции сов. искусства.
М., 1963; Эстетическое воспитание.
Сущность.
Формы. Методы.
М., 1969; О партийности искусства.
Полемические очерки.
М., 1971; Эстетическая культура личности и духовный потенциал общества.
М., 1983; Воспитание политической культуры.
М., 1985; Прекрасное во всем. М., 1988; Общение и культура отношений.
М., 1989; Творчество народа и современность.
М., 1990; Драматизм бытия: истоки бесперспективности. (Коммунизм: миф, легенда, утопия?) М., 1991; Драматизм бытия: в поисках смысла.
Опыт социальной педагогики.
М., 1994; Система образования на рубеже третьего тысячелетия.
Опыт философии педагогики.
М., 1996; Подвижники духа. М., 1997; Драматизм бытия, или Обретение смысла.
Философско-педагогические очерки.
М., 2000.