Рахманинов Сергей Васильевич
— отличный пианист и даровитый композитор; род. 20 марта 1873 в Новгородской губ., в 1882 поступил в СПб. консерваторию по классу фп. (Демянский); в 1885 перешел в московскую консерваторию, где изучал игру на фп. у Зверева и затем у своего двоюродного брата Зилоти, а теорию композиции у Танеева и Аренского.
Окончил курс по фп. 1891, по композиции 1892 (большая золотая медаль), после чего концертировал неоднократно как в столицах, так и в провинции.
В 1899 по приглашению лондонского филармонического об-ва выступил в концерте последнего как пианист, дирижер и композитор. 1902 играл в Вене в симфоническом концерте.
С 1893 по сие время преподает игру на фп. в московском Мариинском женском институте; в 1897—98 был дирижером московской частной оперы. Сочинения Р.: А. Для оркестра; "Утес" фантазия op. 7; "Цыганское каприччио" op. 12; 1-я симфоииим op. 13 (1895). В. Для фп. 2 концерта с оркестром (op. 1 и 18); 2 сюиты для двух фп. (op. 5 и 17); 6 пьес в 4 руки (op. 11) и ряд пьес в 2 руки: op. 3 (5 пьес, в том числе известная прелюдия Cis-moll), op. 10 (7 №№), op. 16 (6 moments musicaux), op. 22 [вариации на тему прелюдии C-moll Шопена]). С. Камерная музыка: Элегическое трио для фп., скрипки и виолончели (памяти Чайковского) op. 9 (1893); соната для фп. и виолончели op. 19; кроме того, две пьесы для скрипки с фп. op. 6 и две для виолончели с фп. op. 2. D. Для пения: 6 женских хоров op. 15; "Пантелей целитель" смешанный хор; кантата "Весна" для хора, баритона и оркестра op. 20; ряд романсов: op. 4 (6), 8 (6), 14 (12) и 17 ("Судьба", к 5-ой симфонии Бетховена).
Е. Опера "Алеко" в 1 д., экзаменационная консерваторская работа, в 1892 шла в московском Большом театре и позднее в провинции. [С сезона 1904—1905 состоит, вместе с Альтани, дирижером Большого театра в Москве.
Последние его сочинения: небольшие оперы (1904) "Скупой Рыцарь" в 3 карт. (на неизмененный текст Пушкина) и "Франческа Риминийская" в 4 карт. (текст М. Чайковского, по Данте); фортепианные пьесы (прелюдии) и романсы.] {Риман} Рахманинов, Сергей Васильевич (род. 1.IV.1873 в имении Онег Новгородской губ., ум. 28.III.1943 в Беверли-Хилс, США) — рус. композитор, пианист-виртуоз, дирижер.
С 4 лет обучался музыке под руков. матери.
В 1882 поступил в Петербургскую консерваторию (кл. фп. В. Демянского).
В 1885 переехал в Москву, где 4 года занимался у Н. Зверева (фп.). Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории; ученик А. Зилоти (фп.), С. Танеева, А. Аренского (композиция).
Окончил консерваторию в 1891 по фортепиано, в 1892 по композиции.
В 1892 приступил к концертной деятельности.
С 1893 преподаватель, позднее также инспектор музыки в Мариинском училище, Екатерининском и Елизаветинском институтах.
В 1897—98 дирижер Московской частной оперы С. Мамонтова, с 1904 по 1906 дирижер Большого театра, с 1906 по 1909 жил зимой в Дрездене, летом на родине.
Выступал как пианист и дирижер в городах Европы, в 1909 совершил первую концертную поездку по США. С 1909 по 1912 инспектор рус. музыки при Главной дирекции Русского музыкального общества.
Осенью 1917 уехал на гастроли в Швецию.
Не поняв исторического значения Октябрьской революции, остался за рубежом.
Некоторое время жил в Париже, затем в Швейцарии, Нью-Йорке. В 1935 окончательно поселился в Америке.
Занимаясь преимущ. исполнительской деятельностью, закрепил за собой славу величайшего пианиста мира. В годы Великой Отечественной войны проявил себя как патриот, вплоть до пересылки сбора с концертов в фонд обороны СССР. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Р. вместе с тем следовал в своей музыке лучшим традициям рус. муз. классики и являлся непримиримым врагом формализма.
Во многом был прямым "музыкальным наследником" Чайковского.
Его творчество отмечено глубокой жизненной правдивостью, тесной связью с народно-национальной муз. культурой, демократичностью, искренним лиризмом, эмоциональностью, главенством мелодического начала, своеобразным, большей частью суровым, властным ритмом.
Большое место в нем занимают образы русской природы (его называли "Левитаном русской музыки"). В последних произведениях Р. дают себя чувствовать трагически окрашенные настроения, рожденные мучительной тоской по родине, с которой было непосредственно связано все лучшее в его творчестве.
Соч.: оперы "Алеко" (1892), "Франческа да Римини", "Скупой рыцарь" (обе соч. 1904, пост. 1906); кантата "Весна" для бар., хора и орк. (1902), поэма для сол., хора и орк. "Колокола" (1913), 3 рус. песни для орк. и хора (1926); 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия "Утес" (1893), Каприччо на цыг. темы (1894), поэма "Остров мертвых" (1909), Симфонические танцы (1940) для орк.; 4 концерта (1891, 2 ред. 1917, 1901, 1909, 1926), Рапсодия на тему Паганини (1934) для фп. с орк.; Фп. трио (1893), Соната для влч. и фп. (1901), Романс, Венгерский танец для скр. и фп. (1893), Прелюдия, Восточный танец для влч. и фп.; многочисл. соч. для фп., в т. ч. 2 сонаты (1907, 1913), Вариации на тему Шопена (1902), Вариации на тему Корелли (1931), 2 цикла (всего 24) прелюдий (1903, 1910), 2 цикла (всего 15) этюдов-картин (1911, 1917), 2 сюиты (Фантазия, 1893, Вторая сюита, 1901), Рапсодия на рус. темы (1891), для 2 фп.; 70 (кроме юношеск.) романсов, в т. ч. "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Островок", "Полюбила я на печаль свою", "Сон", "Проходит все", "Сирень", "В молчаньи ночи тайной", "Судьба", "Здесь хорошо", "Ночь печальна" и др.; хоры, в их числе 6 женск. хоров (1895), "Всенощное бдение" (1915); конц. обр. для фп. соч. др. композиторов.
Рахманинов, Сергей Васильевич Род. 20 марта (1 апреля) 1873 г., в имении Онег (Новгородская обл.), ум. 28 марта 1943 г., в Беверли-хиллз (Калифорния, США). Композитор, пианист, дирижер.
Ученик Н. С. Зверева, А. И. Зилоти, А. С. Аренского, С. И. Танеева.
Произведения: "Князь Ростислав" (симфоническая поэма, 1891), "Утес" (фантазия, 1893), "Памяти великого художника" (1893), "Остров мертвых" (поэма, 1909), "Симфонические танцы" (1940), "Весна" (кантата, 1902), "Алеко" (опера, 1892), "Скупой рыцарь" (опера, 1904), "Франческа да Римини" (опера, 1904), "Скупой рыцарь" (1906), Литургия св. Иоанна Златоуста (1910), "Колокола" (поэма, для хора и оркестра, 1913), Всенощное бдение (1915), "Три русские песни" (1926), Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), "Рапсодия на тему Паганини" (1934), "Симфонические танцы" (1940), романсы ("Не пой, красавица, при мне", "В молчаньи ночи тайной", "Сирень" и др.), концерты, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, сонаты, 3 симфонии (1895—1936) и др. В 1897—98 гг. дирижер Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 1904—1906 гг. дирижер Большого театра.
С 1917 г. в эмиграции.
В США вел широкую концертную деятельность как пианист-виртуоз.