Рачинский Дмитрий Дмитриевич
(р. 27.05.1946) — спец. по теории онтологии, общей методологии науч. познания и филос. техники; канд. филос. наук, доц. Род. в г. Ступино Моск. обл. Окончил МГПИ им. В.И.Ленина (1971). С 1973 зав. метод, кабинетом.
Асп. кафедры ТСХА (1975—1978); асс., ст. преп.; с 1987 — доц., с 1993 зав. кафедрой филос. и социологии Моск. с.-х. академии им. Тимирязева.
Канд. дисс. — "Гуманистическая направленность технического прогресса и общества" (1985). В ряде работ Р. анализируется система дух.-материальных факторов, способствующая гармонизации отношения "человек—техника"; Р. пытается представить онтологию как многоуровневую теор. систему, построенную на антиномических принципах, включающих в себя разнообразные императивы.
Стратегическое направление развития совр. онтологии он видит в синтезе полярных парадигм, в снятии чрезмерно жестких форм материализма и идеализма, монизма и плюрализма, традиц. диалектики и антидиалектики, эле-ментаризма и структурализма.
Он утверждает, что разрешение противоречий в процессе развития онтол. знания осуществляется разными способами.
К ним относятся переформулирование, дистинктивация, фальсификация, осуществляемые в рамках дианега-тивного, альтернативного и антиномического подходов.
Единство мира Р. связывает с субстанцией, к-рую он трактует как поляризующуюся, универсальную субстратно-реляционную основу, включающую в себя дух и материю, пронизанные компаративными (сходство—различие), позиционными (включение—исключение) и сигнетическими (связь—несвязанность) отношениями.
Всякая вещь содержит в себе названные субстратные и реляционные моменты.
Р. обосновывает идею равновеличия, равного онтол. статуса духа и материи, признавая возможность ситуативного, относительного иерархического неравенства между ними. В своих работах Р. разрабатывает принцип противоречивости-непротиворечивости бытия и знания о нем, принцип моноплюрализма.
В работах Р. проводится целостный универсально-реляционный подход к иссл. всеобщих форм бытия, систем и их развития, подход, требующий рассмотрения всех осн., поляризующихся типов универсальных отношений.
Им подготовлена докт. дисс. по теме: "Логико-методологический анализ основных реляционных проблем онтологии", в к-рой определяется эвристический потенциал совр. методов онтол. познания и перспективы его развития.
Соч.: Современный этап НТР и ее влияние на формирование человека // Методологические проблемы воспитания.
М., 1986; Проблема гуманизации технического творчества и социальный прогресс. (Депонир.) М., 1987; Современная практика и единство научного знания. [В соавт.] // Воспитание экономикой.
Ташкент, 1991; Диалектические основы бытия // Философия.
Актуальные проблемы.
М., 1995; Философия.
Курс лекций. [В соавт.]. Кн.1. М., 1995; Кн.2. М., 1996; Универсология: многоуровневая системность, синтез полярных концепций.
М., 1999; Современная онтологическая теория противоречия и пути ее развития // Философские исследования. 2000. № 2; Проблема взаимоотношения духа и материи и синтез полярных концепций // Там же. 2000. № 3; Философия. [В соавт.]. Учебник для вузов. М., 2000.