Прянишников Ипполит Петрович
— известный баритон; род. в 1850 г. Дебютировал в 1875 г. в Милане в опере "Мария де Роган". В течение 1876—77 гг. пел в Милане, Болонье, Парме, Генуе, Турине, Флоренции.
В 1878 г. П. успешно дебютировал в Петербурге в опере "Демон" и был принят на Императорскую сцену, где оставался до 1886 г. В этом году П. был приглашен в Тифлис, сначала на гастроли, а потом в качестве певца и заведующего местной казенной оперой.
Здесь П. оставался до 1889 г., когда тифлисская опера перешла в частные руки. П. уехал в Киев, где организовал оперное товарищество.
В 1892 году товарищество перешло в Москву.
В 1893 г. П. окончательно оставил сцену и посвятил себя педагогической карьере.
Выдающиеся роли его: Риголетто, Евгений Онегин, Демон, Орсо в "Корделии" Соловьева, Петр во "Вражьей силе" Серова, Амонасро в "Аиде" и многие др. Н. С. {Брокгауз} Прянишников, Ипполит Петрович — известный певец (баритон) и преподаватель пения. Род. 14 августа 1847 в Керчи. Окончив 1867 морской кадетский корпус, пять лет был в плавании; учился затем пению в СПб. консерватории у Бронникова и Корси, и с 1874 в Италии у Ронкони, которому многим обязан.
Дебютировал 1875 в Милане ("Мария де Роган"). Пропев 1876—77 в Милане, Болонье, Генуе, Флоренции и др. итальянских сценах, П. с успехом 1878 дебютировал в "Демоне" на СПб. Мариинской сцене, где пел до 1886. Затем П. пел в Тифлисе, где 1887—89, кроме того, управлял еще всем оперным делом. 1889 П. успешно гастролировал в Праге, 1889—92 руководил учрежденным им же первым русским оперным товариществом в Киеве, дела которого шли очень хорошо, благодаря художественным и административным способностям П-а, энергии участников и сочувствию публики.
Менее удачно шли дела товарищества в Москве 1892—93 (здесь некоторыми спектаклями дирижировал Чайковский); оно прекратилось, после чего П. отдался исключительно вокально-педагогической деятельности (в СПб.). В этой области П. успел составить себе не менее почетное имя, чем в артистической.
К числу его учеников вполне или отчасти относятся Мравина, Славина, Фигнер, Звягина, Гончаров и др. "Советы обучающимся пению" П. напечатаны в "Рус. Муз. Газ." (1898, №№ 8—12; изданы и отдельно).
Биографический очерк П. см. "Рус. Муз. Газ." (1896, № 11). {Риман} Прянишников, Ипполит Петрович [14(26). 8. 1847, Керчь — 11. 11. 1921, Петроград] — арт. оперы (драм. баритон), режиссер, антрепренер, педагог и муз.-общ. деятель.
Род. в семье управляющего Керченской таможни.
Нач. образование получил в нем. школе в Дрездене, где с семи лет также обучался игре на скрипке.
Позднее участвовал в любительских публичных концертах и играл в квартетах.
В 12 лет поступил в Петерб.
Морской кадетский корпус, по окончании к-рого (1867) служил ок. пяти лет во флоте (находился в плавании за границей).
В 1871, уйдя в отставку, нек-рое время служил в таможне в Риге (здесь брал уроки пения у Гейнеке), затем в Ревеле.
В 1873—74 обучался пению в Петерб. конс. (кл. П. Бронникова и Дж. Кореи). В 1874 продолжил вокальное образование в Неаполе и Милане, где обучался у Гуэрчиа, Ф. Ламперти и в основном у Дж. Ронкони. 22 дек. 1875 дебютировал в партии Герцога де Шевроза ("Мария ди Роган" Г. Доницетти) на сцене милан. т-ра "Castelli". В 1876—77 выступал в Болонье, Милане (т-р "Даль-Верме"), Парме, Генуе, Флоренции.
В 1878—86 солист петерб.
Мариинского т-ра (дебютировал в партии Демона — "Демон" A. Рубинштейна), где чередовался с И. Мельниковым.
В 1886—89 солист и режиссер Тифлис. оперного т-ра. В 1889 гастролировал в Праге. Обладал ровным во всех регистрах, но не сильным голосом мягкого тембра, высокой культурой пения. Певец "тщательно отделывал каждую фразу, умел придать выразительность всякому слову и к своему, продуманному до конца, музыкальному исполнению присоединял столь же продуманную игру" (Э. Старк). Яркий представитель рус. реалистической школы, П. создал ряд значительных вокально-сцен. образов.
В репертуаре певца была 51 партия (18 — в операх рус. композиторов и 33 — в операх зарубеж).
Выступил в 873 спектаклях. 1-й исп. партий: Остапа ("Тарас Бульба" B. Кюнера), Мизгиря ("Снегурочка"), Лионеля ("Орлеанская дева"), Абубекера ("Кавказский пленник"), Орсо ("Корделия"), Демона Агбара ("Тамара"); в Мариинском т-ре — Мазепы ("Мазепа" П. Чайковского; партия не удалась), Онегина ("Евгений Онегин"), Риголетто ("Риголетто"); в Киеве — Князя Игоря ("Князь Игорь"); в Тифлисе — Онегина; в Москве — Лионеля ("Орлеанская дева"); на рус. сцене — Тонио ("Паяцы"). Лучшие партии: Лионель ("Орлеанская дева"), Петр ("Вражья сила"), Тонио, Риголетто, Вольфрам.
Др. партии: Руслан, Калашников, Каленик;
Дон Жуан ("Дон Жуан"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Валентин ("Фауст"), Невер, Оберталь, Амонасро, Орсино, Тельрамунд.
Партнеры: М. Корякин, Е. Лавровская, П. Лодий, Э. Павловская, М. Славина, Ф. Стравинский.
Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника, И. Прибика, П. Чайковского.
Принимал участие в симф. концертах (в т. ч. в 1878 исп. арию из оратории "Илия" Ф. Мендельсона). 15 янв. 1880 исп. каватину Ивана Грозного ("Псковитянка" п/у Н. Римского-Корсакова, 1-е исп.). Камерный репертуар певца включал произв.
М. Глинки, А. Рубинштейна, Э. Направника (1-й исп. баллады "Воевода", 1877), Р. Шумана, Ф. Мендельсона.
Н. Римский-Корсаков посвятил певцу романс "Свеж и душист твой роскошный венок". В 1889 впервые в России организовал Товарищество оперных артистов — в Киеве (1889—92), затем в Москве (1892—93), в к-ром работал в качестве солиста, режиссера и рук. коллектива.
Как режиссер-постановщик уделял большое внимание исполнителям второстепенных партий и массовым сценам, добиваясь единства драм. действия на сцене. В состав созданного им Товарищества входили, в частности, певцы А. Антоновский, А. М. Давыдов, И. Тартаков, Е. Цветкова.
Неск. спектаклями, поставленными силами Товарищества ("Фауст", "Демон" А. Рубинштейна, "Евгений Онегин"), в апр. 1892 дирижировал П. Чайковский, высоко оценивший и вокальное искусство певца и его режиссерскую деят-сть. Лучшие постановки П.: "Пиковая дама" (1890, Киев), "Князь Игорь" (1891, 1-я постановка в Киеве), "Майская ночь" (1892, 1-я постановка в Москве), "Каменный гость" (1892), "Паяцы" (1892; также автор перевода либретто).
Его постановки получили высокую оценку муз. критика Н. Кашкина.
В 1893—1921 преподавал в Петербурге.
Воспитал целую плеяду рус. певцов, среди них — П. Агнивцев, Н. Аксакова, Н. Андреев, К. Антарова, Г. Бакланов, О. Бахуташвили-Шульгина, А. Белянин, Н. Большаков, И. Гончаров, Г. Дарнэ, Е. Евгеньева, И. Ершов, Л. Звягина, 3. Иванова-Иваницкая, М. Каменская, П. Карский, Е. Катульская, А. Козаков-ская, К. Кржижановский, В. Лосев, А. А. Макарова, Е. Мравина, Э. Павловская, В. Павловская-Боровик, В. Пикок, М. Полякова, Е. Прокудина, В. Сараджишвили, Р. Саянов, М. Славина, А. Смирнов, К. Тугаринова, Н. Фигнер, И. Филиппов.
Соч.: Советы обучающимся пению. — СПб., 1889; 4-е изд. 1912; То же — М., 1958; П. И. Чайковский как дирижер // Воспоминания о П. И. Чайковском;
Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 300—304; Либретто оперы "Мариам" М. Ипполитова-Иванова — в ГПБ, ф. 320, ед. хр. 404; Автобиография (3 мая 1883, рук.) — в ГПБ, ф. 320, ед. хр. 3521; Моя краткая автобиография — в Гос. Дом-музее П. И. Чайковского в Клину, отдел 11, № 28. Лит.: Ларош Г. Новый русский баритон // Голос. 1876. № 93, 3 апр.; Дебют г. Прянишникова // Всемирная иллюстрация. 1878. № 482. С. 234; Н. Ф. [индейзен] И. П. Прянишников // РМГ. 1896. № 11. Стлб. 1391 — 1396; С. Ц. Воспоминания об оперном товариществе И. П. Прянишникова в Москве, 1892—1893 // Там же. С. 1395—1398; Ярон С. Г. Воспоминания о театре. (1867—1887). — Киев. 1898. С. 339 — 341, 342; И. П. Прянишников. (Некролог) // Вестник театра и искусства. 1921. № 4. С. 2; Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940. С. 226—228, 344; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики.
В 3 т. — М., 1956. Т. 3. С. 163— 172; Назapeнко И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: Хрестоматия. — М., 1968. С. 186—190; Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы.
Письма / Сост., вступ. статья Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959; Ф. Стравинский: Статьи.
Письма. Воспоминания. — Л., 1972. С. 159—160, 167; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 325; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 111 — 114; Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 479—481, 305; Елена Климентьевна Катульская / Ред.-сост. Е. А. Грошева. — М., 1973. С. 23—30; Коган С. Оперное товарищество // Музыка (Ктв). 1982. № 1. С. 26; Пергамент Е. А. Неоценимая помощь // Сов. музыка. 1980. № 7. С. 94—98; Ее же. П. И. Чайковский и русское оперное Товарищество И. П. Прянишникова // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского. — Ижевск, 1985. С. 64—75.