Подорога Валерий Александрович
(р. 15.09.1946) — спец. в обл. филос. антропологии, истории филос., культурологии; д-р филос. наук; проф. Академии гуманит. иссл. Окончил филос. ф-т МГУ (1970), асп. ИФ АН СССР (1974). С 1974 — в ИФ АН СССР (РАН), с 1991 — зав. лабораторией посткласс. иссл. в филос., в наст. вр. — зав. сектором аналитической антропологии.
П. ведет большую организационно-науч. и преп. работу в качестве и. о. проф. (РГГУ, МГУ, ГУГН при РАН). Канд. дисс. — "Проблема языка в негативной философии Адорно" (1979). Докт. дисс. — "Выражение и смысл. Коммуникативная стратегия философии культуры 19—20 столетий" (1992). Осн. предмет иссл. П. — филос. тела, телесности.
На базе этой концепции анализируются произведения литературы, искусства филос. методом постструктуралистской феноменологии.
Цель П. — подготовить категориальный инструментарий для осмысления отеч. традиции интеллектуальной истории и попытаться построить общую археологию чувственности или перцептивности рус. культуры.
Посл. годы особое внимание П. уделяет филос. антропологии.
Осн. идея проекта филос. (аналитической) антропологии кратко определяется им след. обр.: рассматривать филос. антропологию не как дисциплину, синтезирующую частные знания о человеке и опирающуюся на ту или иную универсальную методологию (герменевтическую или диалектическую, напр.), но прежде всего как совокупность методов иссл., корпус аналитических инструментов, по-разному взаимосвязанных между собой, чье использование определяется специфическими особенностями существования объекта анализа.
В посл. статьях и иссл., посвященных литературе, живописи и кинематографу, П. уделяет особое внимание отработке понятийного инструментария аналитической антропологии.
Все идеи общего проекта аналитической антропологии нашли свое выражение в серии монографий, статей и курсов лекций.
Им прочитаны курсы лекций "Мимезис.
Аналитическая антропология русской культуры XIX—начала XX века" (1995—1996, 1996—1997, РГГУ), "Введение в антропологию психоанализа" (Ин-т психоанализа, 1996—1997), "Этика Ницше" (1999, МГУ), "Аналитическая антропология.
Общий курс (1998—2001, Гос. академический гуманит. ун-т). П. читал лекции и выступал с отдельными докладами в заруб. ун-тах (США, Франция, Германия).
П. — предс. редакц. междунар.
Совета изд-ва "Ad Marginem" (1991—1996). С 1998 — основатель и рук. коллекции "Esse homo" (Тетради по аналитической антропологии при изд-ве "Логос"). В 2001—2002 гг. готовятся к публикации следующие иссл. П.: "Второй экран. С.М.Эйзенштейн и кинематограф насилия" (в 2 т., изд. "Логос"), "Мимезис.
Идея произведения в русской литературе XIX—XX веков" (в 2 т., изд. "Логос"). Соч.: Проблема языка в негативной философии Адорно // ВФ. 1979. № 11; Ницше и стратегия маргинальной философии // Критический анализ методов современной западной философии.
М., 1986; Фундаментальная антропология М.Хайдеггера // Философская антропология в XX веке. М., 1986; Знаки власти // Киносценарий. 1991. № 3, 4; Евнух души. Позиция чтения и мир Андрея Платонова // ВФ. 1989. № 3; Художник и власть // Искусство кино. 1990. № 5; Театр без маски (попытка филос. комментария) // Человек. 1990. № 1; Метафизика ландшафта.
М., 1993; Выражение и смысл. Коммуникативная стратегия в философии культуры XIX—XX столетий.
М., 1995; Феноменология тела. Введение в философскую антропологию.
М., 1995; Мастерская визуальной антропологии.
Курс лекций. [В соавт.]. М., 2001; Навязчивость взгляда.
М.Фуко и живопись.
М., 2001; Автобиография.
Вопрос о методе.
Тетради по аналитической антропологии.
М., 2001.