Писарев Александр Иванович
— известный водевилист (1803—1828), род. в дворянской семье Орловской губ., воспитание получил в Моск. благородном (университетском) пансионе.
Славился в 1820-х годах рукописными эпиграммами и сатирами.
Своими бойкими и остроумными куплетами Писарев ревностно помогал кружку литераторов старого покроя, сгруппировавшихся около Общества любителей российской словесности, в их борьбе с "Моск. телеграфом" Полевого.
Пьесы П., большею частью переведенные или переделанные с французского, частью оригинальные, имели большой успех на сценах обеих столиц.
Лучшие водевили П.: "Лукавин" (комедия, М., 1823), "Поездка в Кронштадт" (М., 1824), "Волшебный нос" (М., 1825), "Наследница" (М., 1824), "Учитель и ученик" (М., 1824), "Хлопотун" (М., 1825), "Пять лет в два часа" (шел в январе 1828 г.), "Средство выдавать дочерей замуж" (шел в 1828 г.), "Три десятка" и др. Вместе с А. Верстовским, который часто писал музыку для его водевилей, П. издал (M., 1826): "Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 г.". Неизданной осталась сатира П. под заглавием "Певец на биваках у подошвы Парнаса" — пародия на "Певца во стане русских воинов" Жуковского, осмеивающая многих московских литераторов и ученых (см. в "Библиографических записках" 1859, № 20, статью M. Лонгинова).
Много теплых страниц посвятил Писареву С. Т. Аксаков в своих "Литературных и театральных воспоминаниях". См. "Записки Кс. Полевого" (СПб., 1888) и "Древняя и Новая Россия" (1879, № 5, ст.: "Русские водевилисты.
А. И. П."). Ум. {Брокгауз} Писарев, Александр Иванович первый русский водевилист, замечат. драматург вообще; род. 14 июня 1803 г., † 20 ноября 1836 г. {Половцов} Писарев, Александр Иванович [1803—1828] — водевилист.
Примыкая к консервативному крылу дворянства, П. энергично выступал против представителей активизировавшейся промышленной буржуазии в лице Н. Полевого (см.) ("Анти-телеграф, или отражение несправедливых нападений г. Полевого", М., 1826; куплеты в водевиле "Три десятки" и др.). Любимым литературным жанром П. был водевиль, преимущественно переводный и приноровленный им применительно к местным, главным образом литературным и театральным обстоятельствам.
Хотя П. благодаря остроумным вставным куплетам стяжал в дворянской среде славу первого водевилиста, сам он по-видимому ставил этот жанр не особенно высоко, считая, что "нынешние комики должны ограничиться комедией нравов; драма... становится настоящею комедией нашего времени; все просто забавное слишком походит на мгновенные произведения водевиля" ("Примечание автора к комедии "Пятнадцать лет в Париже"", М., 1828). П. был бойким и метким эпиграмматистом, продолжая традиции "устной" дворянской поэзии (см. "Козьма Прутков"). Библиография: II. Лонгинов M. EL, О полемике Н. А. Полевого с А. И. Писаревым, Сочин. Л — ва, т. I, Москва, 1915, стр. 79—83 и 108; Варнеке Б. В., История русского театра, издание 2-е, П., 1914, стр. 380—385; Орлов В. Н. (ред.), Эпиграмма и сатира, т. I, изд. "Academia", Л., 1931, стр. 185—188 и 239 и в тексте (по указателю). III. Геннади Г. Н., Справочный словарь, т. III, Москва, 1908; "Словарь членов Об-ва любителей российской словесности", [М., 1911]. П. Берков. {Лит. энц.}