Пименов Николай Степанович
— русский скульптор (1812—1864); сын Степана Степановича П. (см.). Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той отрасли, которой занимался сам, и в 1824 г. определил его в воспитанники академии художеств.
Здесь главным наставником молодого П. в скульптуре был С. Гальберг, хотя и отец продолжал помогать ему своими уроками и советами.
Работая под руководством этих учителей, он быстро выказал блестящие успехи, в награду за которые были присуждены ему в 1829—32 гг. две малые и две большие серебряные медали.
Окончив академический курс в 1833 г. с малой золотой медалью, полученной за выделенный по программе барельеф "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса в бездействии", был оставлен на три года при академии для своего дальнейшего усовершенствования.
В течение этих лет занимался довершением некоторых работ, заказанных Степану П. для здания сената и которые этот мастер не умел исполнить за своей смертью, а также лепкой статуи "Русский парень, играющий в бабки" на тему, предложенную Академией в виде конкурсной программы на большую золотую медаль.
Эта статуя в 1836 г. доставила П. искомую награду и обратила на него общее внимание;
А. Пушкин приветствовал ее известной эпиграммой: "Юноша трижды шагнул" и пр. В 1837 г. П., как получивший бол. зол. медаль, был отправлен на казенный счет за границу.
Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции.
Во Флоренции он в первое время пользовался советами знаменитого тогда скульптора Бартолини.
Из произведений, исполненных им в Италии, особенно достойны внимания: статуя "Мальчик, просящий милостыню", доставившая художнику в 1844 г. звание академика (находится в павильоне Царицына острова, в Петергофе), статуи "Мальчик, кормящий птичку" (в Сергиевской даче герцогов Лейхтенбергских) и "Мальчик, подкрадывающийся к бабочке", фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (для фронтонов Исаакиевского собора, в СПб.), надгробный памятник г-же Нелидовой, модель группы для фонтана "Ян Усмовец, останавливающий разъяренного быка" и проекты пяти аллегорических групп ("Москва", "Петербург", "Новгород", "Киев" и "Сибирь"), которые предполагалось поставить на концах Николаевского моста в СПб. В 1860 г. П. возвратился в отечество и вскоре получил заказ вылепить для воспроизведения из бронзы две колоссальные группы, "Воскресение Христово" и "Преображение", для постановки на вершине малых иконостасов Исаакиевского собора.
Первая из этих групп, по всей справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в 1853 г., а вторая в 1854 г. За них академия возвела П. в звание профессора.
В следовавшем за тем 1855 г. он занял в ней место штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом.
С тех пор П. сверх занятий со своими учениками по Академии трудился над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву для Николаева, трем севастопольским героям, Корнилову, Нахимову и Истомину, кн. Паскевичу для Варшавы, кн. Воронцову для Тифлиса, имп. Николаю I для Александрии близ Петергофа, А. С. Пушкину для Москвы, но все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены другими скульпторами.
К произведениям последних лет жизни П. принадлежат также колоссальный бюст имп. Николая I, украшающий собой биржевой зал в СПб. (1859); бюст того же государя в виде русского витязя в Эрмитаже (1860); бюсты великой княгини Марии Николаевны, великого князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского предводителя дворянства Черткова; модель группы "Георгий Победоносец", которую предполагалось поставить в Георгиевской зале большого кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей кораблей и некоторые др. Кроме ваяния, П. занимался, преимущественно во время пребывания своего в Италии, также и живописью.
В музее Академии имеются две его картины: "Христос" и "Голова итальянца-монаха". Как скульптору П. должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства; это был художник весьма оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть может, даже чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и сильной характеристикой.
А. С—в. {Брокгауз} Пименов, Николай Степанович проф. скульптуры, воспитанник и пенсионер за границею И. А. X., сын Ст. Ст. П.; род. 24 дек. 1812 г., † 5 дек. 1864 г. {Половцов}