Петров Николай Павлович
— военный инженер, генерал-лейтенант, род. в 1836 г. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Николаевской инженерной академии.
П. слушал в Сибирском педагогическом институте лекции М. В. Остроградского, механику в Сибирском технологическом институте и уже вскоре спроектировал машины для перестраивавшегося тогда Охтенского порохового завода.
Командированный в 1865 г. на год за границу для изучения прикладной механики, П. по возвращении приступил в Николаевской инженерной академии и Спб. технологическом институте в качестве преподавателя к чтению лекций по разным частям упомянутого предмета.
В 1868 г. П. утвержден в звании адъюнкт-профессора, затем был признан заслуженным профессором Николаевской инженерной академии и училища.
В Технологическом институте П. читал теорию и устройство паровых котлов и паровозов, руководил составлением проектов и в 1871 г. ввел новый курс — о подвижном составе железных дорог, что побудило учебный комитет института предложить П. звание профессора.
В 1873 г. Главное общество российских железных дорог пригласило П. в состав инженеров, разрешающих назревающие вопросы железнодорожной практики.
Годы 1888—92 П. состоял председателем временного управления казенных железных дорог; в эти годы протяжение казенных железных дорог возросло вдвое, несколько казенных дорог окончены постройкой и началась постройка дороги в Уссурийском крае. П. состоял короткое время директором департамента железных дорог, председателем инженерного совета министерства путей сообщения, а с 1893 г. занимает пост товарища министра путей сообщения.
В конце 1897 г. П., как председатель Императорского русского технического общества, председательствовал в комиссии, призванной к обсуждению вопроса о расширении в России технического образования.
П. напечатал немало трудов по своей специальности: "Очертание зубцов круглых цилиндрических колес дугами круга", "О непрерывных тормозных системах", "Об изнашивании и пробое стальных шин", "Хранение и перегрузка хлебного зерна и каменного угля", "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости" (СПб., 1887: сочинение, заслуживающее особенного внимания), "Практические результаты опытов и гидродинамической теории с применением к железн. дорогам и бумагопрядильням", "Resultats les plus marquants de l''etude theorique et experimentale sur les frottements mediat", "Определение скорости поезда на железной дороге при возможном увеличении вероятности безопасного движения" (СПб., 1890), "Насадка шин на колеса и колес на оси", "Опасные скорости движения паровоза", "О наивыгоднейших скоростях движения товарных поездов и о способах определения скоростей воинских поездов на железной дороге", "Сравнение условий движения поезда по железной дороге одиночной и двойной тягой" (СПб., 1890). {Брокгауз} Петров, Николай Павлович — инженер-генерал, чл. Гос. Сов., председ-ль 2-го его деп-та, поч. чл. инж. сов. мин. пут. сообщения, Имп. ак. наук и СПб. технол. инст. Род. в 1836 г., из дворян Новгород. губ. Окончил в 1855 г. Констант. кадетск. корпус (ныне Констант. артил. училище) и в 1857 г. Николаевскую инженерную академию, где оставлен репет-ром математики.
Для дальнейшего усовершенствования в науке П. слушал лекции в бывшем педагогич. институте, а изучение прикладной механики начал в технолог. институте.
В 1865 г. командирован за границу для изучения практич. механики.
С 1866 г. читал лекции в Николаевской инженерной академии и в техн. инст. В 1867 г. за многие научн. работы был назначен адъюнкт-профессором инж. академии.
В 1871 г. избран профессором СПб. техн. инс-та, где читал лекции по теории и устройству паров. котлов и паровозов.
Не удовлетворяясь работами своих предшественников, П. старался приложить свои знания к самостоятельному разрешению разных вопросов.
Такова была его первая работа "Очертания зубцов крупных цилиндр. колес дугами круга", напечатанная в "Инжен. Журн." в 1870 г. и удостоенная премии этого же журнала.
В 1873 г. главное общество российских ж. дор. пригласило его в состав своих инженеров, а в 1876 г. общество командировало его на всемирную выставку в Филадельфию экспертом или, как называли его там американцы, "судьей". В 1888—1892 гг. состоял председ-лем временного управления казен. ж. дорог, был дир-ром деп-та ж. дорог, а также председателем инж. сов. мин. пут. сообщения.
С 1893 по 1900 г. занимал должность тов. мин-ра путей сообщения.
В научно-техн. области П. является творцом гидродинамической теории трения при налич-ти смазывающей жидкости; при помощи им же предложенного прибора он определил кривые для разн. масел и дал тем возм-сть больш. сбережения машин. За эту работу он получил Ломоносовскую премию академии наук. Другое обширное сочинение его по тому же вопросу вышло в 1886 г. и также удостоено Имп. академией наук премии митрополита Макария.
П. принадлежит много работ по вопросам подвижн. состава жел. дорог и ж.-д. хоз-ва. Научно-литер. трудов его насчитывается более 80, из них более выдающиеся: 1) "Об очертании зубцов кругл. цилиндрич. колес дугами круга"; 2) "Об изнашивании и пробе стальн. шин"; 3) "О непрерывных тормозн. системах"; 4) "Трение в машинах и влияние на него смазывающих жидкостей"; 5) "Практич. резул-ты опытов гидродинамич. теории трения с применением к ж. дорогам и бумагопрядильням". Кроме науч. деятельности, весьма важна и ценна деятельность П. в области экономики ж.-д. хоз-ва, где он указал на необходимость связи техники с жизнью.
Ценя всю практич. важность трудов этого рода, Имп. рус. техническ. общество еще в 1888 г. присудило П. высшую из выдававшихся тогда наград — золотую медаль Государя Наследника Цесаревича, а 27 апр. того же года московское политехническ. общество избрало его в свои почетные члены. В настоящее время Н. П. П. является одним из заслуженнейших рус. инженеров.
Крупный ученый и инженер в области железнодорожного транспорта.
Продолжал оставаться членом Государственного Совета.
С 15 июня 1915 г. — председатель Верховной комиссии для расследования обстоятельств, послуживших причиной "несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения". Постановлением этой комиссии в 1916 г. было возбуждено уголовное преследование против бывшего военного министра В. А. Сухомлинова.
П. принимал участие в строительстве Сибирской железнодорожной магистрали.
Умер 15 января 1920 г. в Туапсе.
Соч.: Гидродинамическая теория смазки.
Избранные работы.
М. 1948; Прочность рельсов и устойчивость пути. Пг. 1915. Лит.: Костомаров В. М. и Бургвиц А. Г. Основоположник гидродинамического трения в машинах Н. П. Петров.
М. 1952. {Воен. энц.} Петров, Николай Павлович [13 (25) мая 1836 — 15 янв. 1920] — рус. ученый и инженер, почетный чл. Петербург.
АН (с 1894), инженер-генерал-лейтенант.
По окончании в 1858 Инженерной академии (в Петербурге) работал в ней же на кафедре математики у М. В. Остроградского.
В 1862 стал читать курс высшей математики в академии, а в 1866— лекции по различным разделам прикладной механики в Петербург. практич. технологич. ин-те. В 1867 П. был избран адъюнкт-проф. Инженерной академии, а в 1871 — проф. Петербург. практич. технологич. ин-та. В 1888—92 был пред. Управления казенных ж. д., с 1892 — пред. Инженерного совета мин-ва путей сообщения и в течение нескольких лет (с 1893) — товарищем министра путей сообщения.
Первые свои работы по механике П. проводил под руководством И. А. Вышнеградского.
В 1883 вышла работа П. "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости", где впервые излагался закон трения при наличии смазки.
П. обосновал гипотезу И. Ньютона о пропорциональности напряжения трения внутри жидкости первой степени относительной скорости ее движения и дал возможность использовать эту гипотезу для изучения определенного режима течений вязких жидкостей, названных позднее ламинарными течениями.
Он указал также на возможность существования другого режима течения жидкости — турбулентного.
П. сформулировал закон трения при смазке, исходя из общих ур-нии гидродинамики вязкой жидкости и рассматривая фрикционный узел в машинах в виде двух концентрич. цилиндров (подшипник и шип вала), разделенных тонким слоем смазки.
За этот труд П. в 1884 был удостоен Ломоносовской премии АН. Работы П. послужили основой для создания гидродинамич. теории трения при смазке и толчком к дальнейшему развитию теоретич. и экспериментальных исследований в этой области.
П. заложил также теоретич. основы одного из методов вискозиметрии.
В теории механизмов он предложил метод очертания зубцов цилиндрич. колес дугами круга; в свое время его метод был наиболее точным решением задачи.
Ряд работ П. относится к области ж.-д. техники (тяговые расчеты поездов, давление колес на рельсы и их прочность, исследование действия тормозных систем и др.). В 1871 ввел в Петербург. практич. технологич. ин-те новый курс о подвижном составе ж. д. Принимал активное участие в строительстве Сиб. магистрали.
С 1875 состоял чл. (с 1896 — почетным чл.) Рус. технич. об-ва, а в 1896—1905 был его пред. П. известен также как поборник высшего технич. образования в России.
Соч.: Гидродинамическая теория смазки.
Избранные работы, М., 1948 (имеется биография и список трудов);
Давление колес на рельсы.
Прочность рельсов и устойчивость пути, [СПб], 1915; К вопросу о приготовлении для промышленности инженеров, "Журнал министерства народного просвещения", 1915, ч. 56 [4 апрель]. Лит.: Костомаров В. М. и Бургвиц А. Г., Основоположник теории гидродинамического трения в машинах Н. П. Петров, М., 1952; Воларович М. П., Н. П. Петров — основоположник гидродинамической теории смазки машин, в кн.: Трение и износ в машинах.
Труды Второй Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, [т.] 3, М.—Л., 1949.