Первольф Осип Осипович
(1841—1891) — славист, чех по происхождению, учился в Пражском университете.
Уже в своих первых журнальных работах П. проявил внимание к России: он писал по истории Малороссии, о происхождении Руси, о казаках.
Участвовал в редактировании "Fontes rerum Bohemicarum". Служба в Чешском музее сближала П. с посещавшими Прагу русскими учеными и укрепляла его интерес к России.
В статье "Snemy v nekdyzi Rusi" ("Cas. Cesk. Mus.", 1867—68) П. ознакомил своих соотечественников с явлениями древнерусской общественной жизни: вечем, земскими соборами и думами, казацкими кругами и радами (по сочинениям Соловьева, Костомарова, К. Аксакова, Чичерина и др.). В "Vyvin idey vzajemnosti u narodov slovanskych" (1867) он следит за историческими проявлениями взаимности в политической и культурной жизни славянства и рекомендует эту взаимность в настоящее время. Идея славянской взаимности стала господствующей идеей всей дальнейшей ученой деятельности П. Его "Slovane, historicky nastin" (1869) — первый и доселе незамененный опыт общей истории славянства (при участии Вопеля и Эрбена).
В 1871 г. П. по предложению П. А. Лавровского занял кафедру славянской филологии в Варшавском университете и читал славянские древности, историческую этнографию, характеристику славянских наречий.
В 1874 г. П. получил в Спб. университете степень магистра за диссертацию "О славянской взаимности" (в "Журн. Мин. нар. пр."), а в 1876 г. от Варшавского университета степень доктора за книгу "Германизация балтийских славян" (СПб., 1876). В 1886 г. вышел I-й том его труда "Славяне, их взаимные отношения и связи" (очерк политической истории славян по племенам и быт их), в 1888 г. — II том (славянская идея в литературе славян до XVIII в.), в 1890 г. — 1 часть ("Западные славяне") III тома (славянская идея в политических и культурных сношениях славян до XVIII в.; в рукописи, за смертью автора, осталась глава о польско-русских отношениях). IV том — возрождение славян — остался в виде сырого материала.
Весь этот труд дает большое обилие фактов, но страдает несовершенствами плана и системы.
Вопросам о славянской взаимности посвящены также статьи П.: "Чехи и русские" ("Беседа", 1872), "Чехи и поляки в XV и XVI вв." ("Osveta", 1873 и "Cas. Cesk. Mus.", 1880), "Александр I и славяне" ("Древняя и новая Россия", 1879), "Славянское движение у поляков 1800—30 гг." ("Osveta", 1879), "Славянская идея в России" ("Osveta", 1879), "Поляки и русины" ("Osveta", 1891). Из работ П., посвященных славянским древностям, выдаются: "Варяги — Русь и балтийские славяне" (отрицание балтийской теории Гедеонова и Забелина; в "Ж. М. нар. пр.", 1877), "Slavische Volkernamen" и "Polen, Liachen, Wanden" ("Archiv" Ягича), "Staroslovahcke rady a obyceje" ("Slov. Sbornik" Елинека, 1884) и "Словенский язык и его судьбы у народов славянских" ("Мефодиевский сборник", Варшава, 1885). Много работал П. и по вопросам восточному и австро-славянскому: "Uhry a vychodni otazka" ("Cas. Cesk. Mus", 1869; переработано в "Мадьяры и восточный вопрос", "Вестн. Европы", 1877), "Восточный вопрос — славянский вопрос" ("Osveta", 1878), "Die Slavischorientalische Frage" (1878), "Славянское движение в Австрии 1800—48 гг." ("Русская речь", 1879), "Славянское движение 1848 г. и австрийские славяне 1848—49 гг." ("В. Евр.", 1879) и др. Ср. ст. К. Я. Грота в "Варш. унив. известиях" (1892, III). Н. Я—в. {Брокгауз}