Перевощиков Ефим Григорьевич

— бывший раскольник Спасова согласия, знаток старопечатных книг, писатель, из крестьян Панина, род. в с. Работках Макарьевского уезда Нижегородской губ., умер 23-го мая 1876 г. в г. Вольске.

Первоначально П. жил на своей родине и занимался судопромышленностью, потом он ушел в "странничество" и странствовал 13 лет, но в Нижнем Новгороде был взят полицией, как не имевший паспорта, и препровожден на родину в Работки.

Немного пожив дома, П. отправился в 1845 г. в Москву и здесь самоучкой изучил славянскую грамматику.

Потом он поступил корректором в единоверческую типографию и в этой должности прослужил 4 года. Затем он лет 11 торговал книгами в Лыскове, после — в Нижнем Новгороде и в Казани.

В 1876 г. П. поехал на ярмарку в г. Вольск, где умер и погребен на единоверческом кладбище.

По знанию в книгах Е. Г. уступал разве только знаменитым в Москве торговцам Пискареву и Т. Ф. Большакову, и то лишь относительно книг южной печати, а книги московской печати знал лучше их: у него каждое типографское отличие одного издания от другого было в памяти.

Также и в рукописях он знал толк лучше всех торговцев.

Основательное знание древней письменности, при большом уме, снискало П. знакомство и уважение людей ученых: так, он был знаком с М. П. Погодиным, с известным знатоком и собирателем старинных книг и рукописей В. М. Ундольским; его уважал также и пользовался его советами другой собиратель и владелец старинных и старопечатных и старописьменных книг А. И. Хлудов; в Казани с ним знакомы были профессора В. И. Григорович и Добротворский.

Но особенно чтили П. старообрядцы-начетчики: E. C. Морозов;

И. Е. Ксенос, автор "Окружного послания", и В. А. Сапелкин, ревнитель соединения старообрядцев с церковью.

Особенную важность имели сношения П. с теми старообрядцами, для которых в расколе он был наставником, так как потом, присоединившись к церкви, он был для них советником и руководителем в обращении из раскола в православие.

Под его влиянием и при деятельном его участии открылось пять единоверческих приходов в Костромской, Нижегородской и во Владимирской губ. Кроме того, Осиновский раскольнический женский скит по Спасову согласию, находящийся в Семеновском уезде Нижегородской губ., благодаря П., обратился в единоверческий.

Из литературных произведений П. известны: "Книга о антихристе и прочих действиях, иже при нем быти хотящих", Казань, 1873 г. и 1892 г.; "Указатель учения об антихристе", Псков, 1881 г.; напечатана с именем Кунгурского миссионера-священника Стефана Луханина; "Сборник, содержащий свидетельства о том, что Иисус Христос Сын Божий есть основание церкви". Эта книга составлена в духе беспоповства; "Собрание из разных книг старописьменных и старопечатных об ересях и еретиках, их свойствах и учении". "Братское Слово" 1891 г., № 3 стр. 233—236; № 8, стр. 612—622, статья H. И. Прохорова: "Воспоминания о Е. Г. Перевощикове"; В. Борисов, "Мои воспоминания" (Из жизни в расколе). M., 1891 г., стр. 22, 49—52. Ив. Давидович. {Половцов} Перевощиков, Ефим Григорьевич (умер в 1876 г.) — знаток старопечатных книг; до принятия единоверия принадлежал к Спасову согласию; торговал книгами в селе Лыскове, затем в Нижнем Новгороде и Казани.

Написал: "Книга о антихристе и о прочих действиях иже при нем быти хотящих" (изд. 2, Казань 1892), "Указатель учения об антихристе" (Псков, 1881; напечатан с именем кунгурского миссионера-священника Стефана Луканина, хотя сочинение это несомненно принадлежит П.), "Сборник", содержащий доказательства тому, что Сын Божий есть основание церкви (книга эта составлена в духе беспоповства), "Собрание из разных книг старописьменных и старопечатных об ересях и еретиках, их свойствах и учении". См. "Воспоминания о Ефиме Григорьевиче П." ("Братское слово", 1891, № 8). {Брокгауз}