Пекелис Михаил Самойлович
род. 10 авг. 1899 в Киеве. Музыковед.
В 1922 окончил Киевскую конс. по кл. ф-п. Г. Н. Беклемишева и по кл. теории и истории музыки Б. Л. Яворского.
В 1922—1924 обучался в Высшем лит.-худож. ин-те в Москве.
Преподаватель Академии коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (1923—1927), Муз, техникума им. Гнесиных (1926—1937), Моск. конс. (1925—1943, с 1930 проф., с 1937 зав. кафедрой истории музыки СССР), Свердловской конс. (1941—1943), Киевской конс. (1942—1946), ГИТИСа (1944—1948), Горьковской конс. (1949—1955), Ин-та им. Гнесиных. (1948—1949, с 1955). Науч. сотрудник Гос. академии худож. наук (1931—1932). Зав. сектором музыки Ин-та истории искусств АН СССР (1948—1949). Автор статей и исследований по вопросам развития русской и советской музыки, в т. ч. "М. П. Мусоргский" ("Муз. новь", 1924, № 10), "П. И. Чайковский" ("Муз. новь", 1924, № 12), "Франц Шуберт" ("Музыка и революция", 1928, № 10), "О реализме Даргомыжского" ("СМ", 1934, № 4), "Рационалистические черты в жизни и творчестве Даргомыжского" ("СМ", 1934, № 12), "Моцарт и его опера "Волшебная флейта" ("Говорит СССР", 1934, № 22), "Романсы В. Гайгеровой" ("СМ", 1937, № 2), "Свадьба Фигаро" в филиале ГАБТ". ("СМ", 1937, № 1), "Драматургия Пушкина и русская опера" ("СМ", 1937, № 7), "Франческа да Римини" Рахманинова" ("Сов. искусство" 1940, 29 дек.), "Памяти А. С. Рабиновича" ("СМ", 1946, № 7), "Неизвестное произведение Мусоргского" ("СМ", 1947, № 2), "О книге Б. В. Асафьева "Глинка" ("Сов. книга", 1948, № 10), "Неизвестная партитура Глинки" ("СМ", 1954, № 9), "А. Г. Рубинштейн" ("Горьковская правда", 1954, 28 ноября), "Эзопова речь" в творчестве Мусоргского" ("СМ", 1956, № 7), "Об автобиографии Даргомыжского" ("СМ", 1957, № 7), "Сценическая история "Эсмеральды" ("МЖ", 1958, № 15), "А. С. Рабинович как музыкальный ученый" (вступ. статья в кн.: Рабинович А. С. Избранные статьи и материалы.
М., 1959), "Музыкально-эстетические воззрения и литературные труды М. Ф. Гнесина" (в кн.: Сборник статей памяти М. Ф. Гнесина", М. 1961), "Даргомыжский и поэзия", "Даргомыжский и ориентализм", "Письма А. С. Даргомыжского к Станиславу Монюшко", "Страницы из автобиографии Ю. Ф. Платоновой" (все "СМ", 1963, № 2), "Даргомыжский и Щепкин" ("СМ", 1969, № 2), "Два автографа" ("СМ", 1969, №9), "Русская певица Л. И. Кармалина" ("СМ", 1972, № 11). Лит. соч.: А. Даргомыжский.
М., 1932; История русской музыки, т. 1—2 (общая ред., написание ряда глав). М.. 1940; Даргомыжский и народная песня. М., 1951; А. С. Даргомыжский.
Избранные письма.
Вып. 1 (сост., ред., предисловие).
М., 1952; М. П. Мусоргский.
Избранные письма (сост., ред., вступ. статья).
М., 1953; Советская музыкальная литература.
Учебное пособие (общая ред., предисловие).
М., 1963, 2-е изд. 1969, 3-е изд. 1972; Даргомыжский и его окружение, т. 1. М., 1966, т. 2. М., 1973; М. П. Мусоргский.
Литературное наследство (совм. с А. А. Орловой), т. 1, 2 (сост., общая ред., вступ. статьи).
М., 1971, 1972; сб. Музыкальное наследство, т. 1. М., 1962, т. 2, ч. 1—2. М., 1966, 1968, т. 3, М., 1970, т. 4. М., 1976 (ред., публикации).