Павлов Николай Филиппович
— писатель и журналист.
Родился 7 сентября 1805 г. и ум. 29 марта 1864 г. в Москве.
Происходя из крепостного состояния, он впоследствии был отпущен на волю; мать же его была грузинка, привезенная гр. В. А. Зубовым из персидского похода.
Десяти лет он был отдан в Московское театральное училище, по окончании которого дебютировал на сцене — сперва, вероятно, в балете "Лилия Нарбонская", а потом в драматической роли Эгиста в трагедии Вольтера "Меропа". Сцена не была призванием Павлова, и он подвизался на ней не более двух лет. Покинув театр, он поступил вольнослушателем в Московский унив-т и около того же времени женился на княжне Касаткиной, которая вскоре за тем умерла.
В 1825 г. Павлов окончил университетский курс по этико-политическому факультету и поступил на службу в Московскую Театральную дирекцию, где пробыл, однако, не долго: его тянуло к литературе.
Вкус к литературным занятиям Павлов, надо полагать, получил еще во время пребывания в театральной школе, ибо директор театров Кокошкин, полюбивший мальчика, постоянно брал его на свои литературные вечера.
Поэтому и первые шаги Павлова в литературе связаны с театром.
Он выступил с переводом в стихах французской переделки трагедии Шиллера "Мария Стюарт" (М., 1825): пьеса эта шла на Московской сцене 27 нояб. 1825 г.; отрывки из нее, кроме отдельного издания, появились в "Мнемозине" и "Драматическ.
Альбоме" (1826 г.). Одновременно стали являться и лирические стихотворения Павлова, преимущественно в "Московском Телеграфе" (1825—29 гг.). Общее увлечение водевилем в то время захватило и Павлова: он пишет комедию-водевиль "Стар и Молод" (отрывки — в альманахе "Радуга" 1830 г.); водевили "Щедрый" (куплеты из него в "Московск.
Вестнике" 1830 г., ч. I) и "На другой день после преставления света, или комета 1832 года" (куплеты из него — в "Молве" 1832, № 8); последний шел 29 января того же года. Общество, в котором вращался в то время Павлов, и к которому лежали его симпатии, был тот молодой кружок, где назревали славянофильские идеи. Особенно хорош он был с М. П. Погодиным.
В похоронах безвременно погибшего Венелина он принимал самое горячее участие.
Вместе с тем, несмотря на сотрудничество в "Московск.
Вестнике", он был близок и с людьми противоположного направления: он был искренним другом Грановского, а В. Г. Бельского ссужал даже деньгами, что, впрочем, и послужило впоследствии к взаимному их охлаждению.
В 1835 г. появились "Три повести" Павлова ("Именины, "Аукцион", "Ятаган"), которые особенно приветствовала современная критика.
Помимо художественных достоинств, в них сказалось несочувствие автора к крепостному праву. Либеральные тенденции повестей обратили на себя внимание Императора Николая Павловича.
Кроме внутреннего содержания их, автору поставлено было на вид и то обстоятельство, что виньетка на обложке изображала чудовище, поражаемое рукой Невидимого, а эпиграф гласил: Domestica facta. Цензор Снегирев получил за пропуск книги строгий выговор; получил выговор и председатель Цензурного Комитета Д. П. Голохвастов.
Вместе с тем было приказано конфисковать обложку, а книгу воспрещено перепечатывать.
За это время Павлов помещал стихотворения в "Телескопе" (1831—32), "Молве" (1832), "Московск.
Наблюдателе" (1835—38). В 1838 г. вышли его "Новые повести" ("Маскарад", "Демон", "Миллион"), которые критикой были встречены также сочувственно.
В 1839 г. он перевел прекрасной прозой "Венецианского купца" Шекспира (в "Отеч. Зап."), а затем почти не принимал участия в литературе, ограничиваясь только рядом печатных и непечатных эпиграмм на современников.
Впрочем, в 1840 г. его стихотворения появились еще в альманахе "Утренняя Заря". В 1841—42 Павлов служил в Тюремном Комитете при Московском военном генерал-губернаторе кн. Д. В. Голицыне.
Его записки и доклады выделялись своей деловитостью и образцовостью, а защита интересов людей низшего класса привела его к неприятностям, и со смертью Голицына он принужден был выйти в отставку.
В 1847 г. появились в "Моск. Ведом." его "Письма к Гоголю" по поводу "Выбранных мест из переписки с друзьями". Эти письма произвели сильное впечатление на Гоголя, а Белинского восхитили до такой степени, что он просил перепечатать их в "Современнике", что и было исполнено.
В 1849 г. Павлов поместил в "Москвитянине" некролог Томаса Эванса.
Около этого времени он вторично женился на Каролине Карловне Яниш, которая также писала стихи. Она была женщина со средствами, и это доставило возможность Павлову удовлетворять его постоянной страсти к игре. Гибельное увлечение Павлова послужило поводом к семейной жалобе на него, и он был сослан в Пермь под строгий надзор полиции.
Здесь он находился до конца 1853 года. Получив возможность вернуться в Москву, Павлов появляется в литературе лишь с 1856 года в "Русс. Вестнике", где, кроме стихотворений, помещает следующие статьи: разбор комедии гр. Соллогуба "Чиновник", выдвинувший Павлова как недюжинного критика (1856); "Биограф-ориенталист" — статья, направленная против В. В. Григорьева, писавшего о Грановском, и возбудившая сочувствие всех порядочных людей (1857); "Вотяки и г. Дюма", "Вопрос о евреях" и "Иллюстрация" (1858); "Итальянский вопрос", "Речь императора французов", "Из Московских записок", "Письмо к редактору" (1859). В 1859 г. при книге "Об источниках и формах русского баснословия" Павлов написал несколько слов о "Д. М. Щепкине". С 1860 г. (17-го января) он начал издавать еженедельную политическую и литературную газету "Наше Время", которая с 1862 г. превратилась в ежедневную.
Здесь из статей издателя была замечательна критика драмы Островского "Гроза" (1860, №№ 1 и 4), где он восстал против народного направления драматурга, и полемика с Катковым по поводу казенных объявлений, вызвавшая немало юмористических стихотворений в "Гудке" и "Искре" — Д. Д. Минаева, В. С. Курочкина, Б. Алмазова, Добролюбова.
Сочиняли на него также эпиграммы С. А. Соболевский и гр. Растопчина.
С 3 октября 1863 г. Павлов начал издавать по три раза в неделю газету "Русские Ведомости". По смерти его в "Петербург.
Газете" 1868 г. появился отрывок из его ненапечатанной и недоконченной повести, а в "Русс. Архиве" 1875 г. — его стихотворение "Иной всю жизнь отдал заботам". "Былое и Думы", I, 324; "Русc. Ведом." 1864, марта 31; И. Арсеньев, "Николай Филип. Павлов" (M., 1864); "Месяцесл." на 1865 г., с. 34; Гербель "Русские поэты"; "Русс. Арх." 1866, № 4, с. 574; 1875, II, 110; 1882, V, 95; И. Панаев "Литературные воспоминания" (СПб., 1876); А. Пыпин "Белинский" (СПб., 1876); "Русс. Стар." 1875, XII, 673; 1880, XII, 992; 1881, VIII, 600; 1885, № 3, с. 691—709; М. Сухомлинов "Исследования" (СПб., 1889, II); кн. Вяземский "Сочин.", т. VIII; С. Пономарев "Н. Ф. Павлов" (СПб., 1889); Н. Барсуков "Жизнь и труды М. П. Погодина"; Д. П. "К биографии Н. Ф. Павлова" ("Моск. Вед." 1893, № 140); "Письма С. П. Шевырева к Н. Ф. Павлову" ("Pycc. Обозр." 1894, № 5). М. Мазаев. {Половцов} Павлов, Николай Филиппович — даровитый писатель (1805—1864). Сын вольноотпущенника, уроженец Москвы, П. обучался сначала в московском театральном училище и более двух лет, по окончании его, состоял при театре, со званием артиста московских императорских театров.
Потом поступил в Московский университет, в котором окончил курс в 1825 г. кандидатом прав. Служил в Московском надворном суде и в канцелярии московского генерал-губернатора.
В 1851—1855 г. пробыл в ссылке в Вятке за найденные у него "вольнодумные бумаги". Первые его литературные опыты — несколько стихотворений — появились в "Московском Телеграфе" Полевого, в 1825 г.; в том же году вышел отдельным изданием его стихотворный перевод с французского трагедии Лемерсье: "Мария Стюарт". Затем его мелкие стихотворения появились в "Московском Телеграфе" и в разных альманахах, между прочим в альманахе "Радуга" на 1830 г. был напечатан отрывок из комедии-водевиля: "Стар и молод". В 1835 г. вышли в свет отдельной книжкой "Три повести (Именины, Аукцион и Ятаган)", и за П. упрочилась слава лучшего беллетриста.
Все почти журналы отзывались о них с большими похвалами.
В. Г. Белинский отнесся к П. сдержанно, все-таки причисляя автора "к немногому числу наших отличных прозаиков". А. С. Пушкин назвал их "первыми замечательными русскими повестями, ради которых можно забыть об обеде и сне". Некоторые места из повестей попали даже в хрестоматию Галахова ("Полная Русская Хрестоматия", 1843, ч. II, стр. 138 и след.). Толков и шуму о повестях П. в обществе было так много, что министр народного просвещения, гр. Уваров, счел долгом представить их Государю.
Последний, прочитав книгу "с карандашом в руке" и найдя в "Ятагане", "много неприличных мест", сделал строгий выговор и цензору Снегиреву, и председателю цензурного правления Голохвастову, запретил перепечатку повестей и приказал уничтожить виньетку, которой был украшен эпиграф: "Домашние дела" и которая представляла чудовище, поражаемое кинжалом от руки невидимого.
Строгости эти объясняются тем, что в "Именинах" представлена судьба крепостного, страстного и талантливого музыканта, которого барин вместе со всей деревней проиграл; в повести "Ятаган" — герой прапорщик, разжалованный за дуэль в солдаты.
Разжалованный оказывается счастливым соперником в любви своего командира, который придирками доводит солдата до грубого нарушения дисциплины и за то подвергает его телесному наказанию.
Разжалованный не выдерживает, бросается на командира с ножом и убивает его. Командира хоронят с военными почестями, а солдата прогоняют сквозь строй. В 1838 г. появились новые повести: "Маскарад", "Демон" и "Миллион", но они такого успеха не имели; мало говорили и о замечательно точном и ясном его переводе Шекспировской пятиактной драмы "Венецианский купец", напечатанной в "Отечественных Записках", за 1839, № 9. — Следующим произведением, заставившим говорить о П. всю образованную Россию, были его знаменитые "Четыре письма к Н. В. Гоголю", напечатанные первоначально в "Московских Ведомостях" (за 1847, № № 28, 38 и 46) и перепечатанные в "Современнике" того же года (№ 5 и 6) и в "Русском Архиве" (1890, № 2). "Письма" эти написаны под живым впечатлением неожиданной перемены, происшедшей в духовной жизни Гоголя и произвели огромное впечатление.
После "Писем" наибольший успех выпал на критич. статьи: "Биограф-ориенталист" и особенно на "Разбор ком. гр. Соллогуба "Чиновник" (напечатаны в "Русском Вестнике", 1857), которые доставили их автору славу блестящего критика.
По поводу "Разбора" И. С. Тургенев говорил, что "он давно не помнит статьи более остроумной и дельной, более злой и правдивой". Затем также наделали немало шуму и в обществе, и в печати его статьи в "Русском Вестнике": "Вопрос о евреях" (1858, № 16), "Вотяки и г-н Дюма" (1858, № 21), "Из московских записок" и "Итальянский вопрос" (1859, № 22). С 1860 по 62 г. П. издавал, под своей редакцией, "Наше Время", которое, однако, несмотря на ряд едких статей самого редактора ("А. П. Ермолов", "Еще о юбилее кн. П. А. Вяземского и о великосветских людях", "Г-н Чернышевский и его время" и др.) и его лучших сотрудников, успеха не имело. В 1863 г. "Наше Время" было переименовано в "Русские Ведомости". Во втором томе сборника: "Russlands Novellendichter", von W. Wolfsohn (Лпц., 1848), переведены четыре из его повестей и сообщен краткий биorpaфический очерк и характеристика. — См. о П.: Каченовский, "Полевой и Павлов" ("Русская Старина", 1875, № 3); М. Сухомлинов, "Исследования и статьи по истории русской литературы и просвешения" (т. II, СПб., 1889); Д. П., "Н. Ф. Павлов" ("Русское Обозрение", 1895, № 3; г. Д. П., вопреки всем писавшим о П., годом смерти его считает 1865, а не 1864) и "Мелкие рассказы М. М. Попова" (в "Русской Старине, 1896, № 3). {Брокгауз} Павлов, Николай Филиппович [1805—1864] — писатель, сын вольноотпущенника.
Получил образование в Московском театральном училище и затем в Московском университете (юридический факультет).
Служил в суде и канцелярии московского губернатора.
В 1837 П. женился на К. Яниш (поэтесса Каролина Павлова).
Дом П. стал широко известным в Москве литературным салоном.
Лит-ую деятельность П. начал в 1825, напечатав стихи в "Московском телеграфе" и других журналах.
Известность приобрел повестями "Именины", "Аукцион", "Ятаган", которые появились в 1835 в сб. "Три повести" и были запрещены к перс- изданию.
В 1839 вышел сб. "Новые повести" ("Маскарад", "Демон" и "Миллион"), уже не имевший успеха первого сборника.
В дальнейшем П. писал лишь изредка критические статьи и заметки.
В творчестве Павлова 30-х гг. нашел свое выражение протест мелкобуржуазных слоев против феодально-дворянского гнета. Однако впоследствии эти протестующие настроения были сильно приглушены влиянием господствующей дворянской идеологии.
Обличительная социальная направленность его повестей, замаскированный протест против крепостничества и военно-бюрократического строя николаевской монархии особенно резко прозвучали на фоне общей политической реакции 30-х гг. В повести "Именины" напр. он поставил проблему крепостной интеллигенции.
Безыменный герой повести, талантливый крепостной музыкант, говорит о себе: "Я был существо, исключенное из книжной переписи людей, нелюбопытное, незанимательное, которое не может внушить мысли, о котором нечего сказать и которого нельзя вспомнить". Героя постигает тяжелая жизненная катастрофа, и даже шинель николаевского солдата кажется ему избавлением: "...меня уже не пугала барская прихоть, я сделался слугой не людей, а смерти". Тяжелые картины николаевского военного режима нашли свое отражение в повести "Ятаган", вызвавшей особенное возмущение со стороны Николая І. В "Аукционе", "Маскараде", "Демоне" и "Миллионе" П. стремился разоблачить светский и чиновный мир. Эта обличительная сторона творчества Павлова обеспечивала ему успех у демократического читателя 30-х годов. Мастерство Павлова как в умелом построении сюжета, так и в психологической обрисовке характеров было отмечено современной ему критикой, В последнее время о мастерстве П. писал Н. Л. Степанов, который отметил, что Павлов вслед за Пушкиным переносит в русскую повесть методы французской новеллы, прежде всего Мериме.
Влияние Мериме сказывается в композиции и стиле повестей Павлова.
От Мериме идет сюжетная усложненность, неожиданная развязка и показ психологии героев.
Недаром "изображение характеров" у П. особенно высоко оценивалось его современниками.
П. был для 30-х гг. общепризнанным стилистом: отрывки из его повестей приводились в хрестоматиях как образцы слога. В дальнейшей своей журнальной и публицистической деятельности Павлов не сохранил обличительной силы "Трех повестей". Не поднявшись до ясного и резкого отрицания крепостного права, обличая его отдельные уродливые стороны, Павлов постепенно становится все умереннее и умереннее.
В "Четырех письмах к Гоголю" по поводу "Выбранных мест из переписки с друзьями" П. не смог дать реакционному выступлению Гоголя социальной оценки и полемизировал с ним больше по поводу отдельных противоречий.
В конце своей жизни П. выступил в качестве редактора газ. "Наше время" [1860—1862], переименованной в 1863 в "Русские ведомости", и по своим воззрениям сомкнулся с идеологами реакционного дворянства.
Библиографий: I. Три повести, СПб, 1835 ("Именины", "Аукцион", "Ятаган"); переизданы в 1931 "Издательством писателей в Ленинграде" со вступит. статьей Н. Степанова;
Жизнь и деяния Вездесуева, со всеми достопамятными его происшествиями.
Нравственно-сатирическая повесть, СПб, 1835; Тяжба двух косых, или не хвались, шедши в суд, а хвались, вышедши из суда. Нравственно-сатирическая повесть, заимствованная из предания XVIII ст., СПб, 1836; Новые повести.
Маскарад, Демон, Миллион, СПб, 1839; Четыре письма к Н. В. Гоголю, "Московские ведомости", 1847, №№ 28, 38 и 46 (По поводу "Выбранных мест из переписки с друзьями"; перепеч. в "Современнике", 1847, №№ 5, 6, и в "Русском архиве", 1890, № 2); Разбор комедии графа В. А. Сологуба "Чиновник", М., 1857; Биограф-ориенталист, "Русский вестник", т. VIII, 1857 (по поводу соч. В. Григорьева о Т. Н. Грановском);
Из Московских записок, "Русский вестник", 1859, № 8; Отрывок из неоконченной повести и из рукописей, оставшихся после покойного Н. Ф. Павлова, "Петербургская газета", 1868, №№ 50 и 57. Кроме того П. поместил ряд лирических стихотворений в "Московском телеграфе" (1825—1829), "Телескопе" (1831—1832), "Молве" (1832), "Московском наблюдателе" (1835—1838), несколько водевилей (в альм. "Радуга", 1830; "Московском вестнике", 1830, ч. 1; "Молве", 1832, № 8), перевел в стихах французскую переделку трагедии Шиллера "Мария Стюарт" (М., 1825) и прозой — "Венецианского купца" Шекспира ("Отечественные записки", 1839, № 9). В "Русском вестнике" за 1856—1859 напечатал несколько стихотворений и ряд статей, наделавших немало шуму. С 1860 по 1862 П. под своей редакцией издавал политическую и лит-ую газ. "Наше время" (с 1863 — "Русские ведомости"), где опубликовал ряд статей [между прочим известную статью о "Грозе" Островского (1860, №№ 1 и 4) и др.]. II. Арсеньев И., Н. Ф. Павлов, Москва, 1864; Каченовский M. Т., Полевой и Н. Ф. Павлов, Четыре рассказа из их жизни, "Русская старина", 1875, № 3; Панаев И., Литературные воспоминания, СПб, 1876; Пономарев С., Н. Ф. Павлов, СПб, 1889; Сухомлинов М., Исследования и статьи по истории русской литературы и просвещения, т. II, СПб, 1889; Письма С. П. Шевырева к Н. Ф. Павлову, "Русское обозрение, 1894, № 5; Д. П., Н. Ф. Павлов, "Русское обозрение", 1895, № 3; Попов M. M., Мелкие рассказы, "Русская старина", 1896, № 3; Mазаев М., Павлов Н. Ф., "Русский биографический словарь", т. "Павел — Петр", СПб, 1902; Степанов П., Вступительная статья к изд. повестей Павлова в 1931 (см. выше). III. Mезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902. С. Леушева. {Лит. энц.}