Павел Пономарев
(в миру Петр) — архиепископ ярославский.
Род. 1745 г., в селе Александровой слободе (Дмитровского уезда Московской губ.); сконч. 19 марта 1806. Сын диакона, он воспитывался с 10 января 1760 г. в Троицкой Лаврской семинарии, из философского класса которой был отправлен для изучения французского и немецкого языков в Московский университет (1768), а для слушания богословских лекций — в Славяно-греко-латинскую Академию.
По окончании университетского и академического курсов (1772) он состоял в Троицкой Лаврской семинарии учителем французского и немецкого языков (1772—1779) и преподавателем истории (1779—1782), соединяя, вместе с тем, после пострижения в монашество (в июне 1775), должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры (с 28 августа 1775 до августа 1782). Возведенный в сан архимандрита, П. недолго занимал место ректора и учителя богословия в Славяно-греко-латинской Академии и управлял Заиконоспасским монастырем (с августа 1782), после чего был настоятелем монастырей Московской епархии: Симонова (с 27 ноября 1783), Воскресенского (с 13 октября 1785) и Новоспасского (с 14 января 1786), а также членом Св. Синода (с 9 ноября 1792). Наконец, рукоположенный в архиерейский сан, он состоял епископом Нижегородским и Алатырским (с 12 февраля 1794), архиепископом Тверским и Кашинским (с 26 октября 1798), Ярославским и Ростовским (с 26 декабря 1799). Он погребен в Успенском соборе в Ярославле.
Его литературные труды: "История о Епаминонде, Фивском полководце, с примечаниями историческими и критическими, сочинение Серана де ла Тура", перев. с франц. (М., 1774); "Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной" (СПб., 1782; М., 1790, 1794, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1825), и "Слово, говоренное 24 ноября 1793 г. в Большой Придворной Церкви, в день Тезоименитства Имп. Екатерины Алексеевны" (СПб., 1793); другие же проповеди и перевод с франц.: "Церковная история" Тильемона — остались в рукописях.
Мнение его о невозможности восстановления Клинцовской раскольнической типографии удостоилось Высочайшего одобрения.
Кроме того, как член Российской Академии, избранный в феврале 1784 г., он принимал участие в составлении V и VI частей "Словопроизводного Словаря", особенно занимаясь определением правил ударения в русском языке. Митр. Евгений, "Словарь о писателях духовного чина", СПб., 1827, т. II, стр. 144—145; "Нижегородские губ. Ведом.", 1849, № 10, стр. 37—39: Н. Чередеев "Биографии Тверских иерархов", Тв., 1859, стр. 147—149; В. Пассек, "Историческое описание Моск. Симонова мон.", M., 1843, стр. 222; архим. Макарий, "История Нижегородской иерархии", СПб., 1857, стр. 180—187; Смирнов, "История Моск. Славяно-греко-латинской Академии", М., 1855, стр. 323—324 и 354—355; его же, "История Троицкой Лаврской семинарии", М., 1867, стр. 350—352, 372, 374, 505—506; Снегирев, "Описание Моск. Новоспасского мон.", М., 1863, стр. 58; арх. Филарет, "Обзор русс. духовной литературы", Чернигов, 1863, стр. 154—155; "Летопись занятий Археографической Комиссии", СПб., 1868, вып. IV, отд. II, стр. 68—69; "Православное Обозрение" 1868, кн. 9, стр. 10—13; "Русс. Вестник" 1868, № 4, стр. 462 и след.; "Русс. Архив" 1869, № 7—8, стр. 1109; Сухомлинов, "История Российской Академии", СПб., 1874, вып. I, стр. 10, 18, 230—232, 415, 420; Строев, "Списки иерархов", СПб., 1877, стр. 145, 147, 152, 160, 334, 445, 607; "Собр. мнен. и отзыв. митр. Моск. Филарета", т. дополн., с. 17—19. Д. Я. {Половцов} Павел Пономарев — духовный писатель († в 1805 г.), воспитанник Московской семинарии, префект Славяно-греко-латинской академии, епископ нижегородский, потом тверской и ярославский, член Академии наук. Славился как проповедник, но напечатаны из его проповедей лишь отрывки (в "Истории нижегородской иерархии" Макария) и речь Екатерине II (в хрестоматии Пенинского).
Составил "Описание Троице-Сергиевой лавры" (СПб., 1782; еще несколько изданий до 1837 г.). В Акд. наук им представлены примечания на 5-ю и 6-ю часть ее "Словаря". {Брокгауз} Павел Пономарев (Петр) — архиепископ Ярославский и Ростовский.
Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона. 10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию.
В1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии.
В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии.
В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина, † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С1779 года — преподаватель истории.
С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря.
С 27 ноября 1783 года — архимандрит Московского Симонова монастыря.
С 13 октября 1785 года — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
С 14 января 1786 года — настоятель Московского Новоспасского монастыря.
С 1792 года — член Святейшего Синода. 12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.
С 26 октября 1798 года — епископ Тверской и Кашинский. 15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа.
С 26 декабря 1799 года — архиепископ Ярославский и Ростовский.
Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле.
Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику).
Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: "Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы.
Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались". Приняв монашество по настоянию митрополита Платона и сделавшись наместником лавры, архимандрит Павел стал заниматься преимущественно переводами с французского языка. Его перевод истории о Фивском полководце Эпаминонде пользовался большой известностью в конце XVIII века. Пылкий и непреклонный его характер был причиной частых переводов его из монастыря в монастырь.
Он управлял всеми ставропигиальными монастырями.
Будучи епископом Нижегородским, по рассказам современников, оставил среди подвластного ему духовенства далеко не добрую память, как епископ злой и немилостивый.
Преосвященный Макарий (Миролюбов, † 1894) говорил: "Усматривая беспорядки, Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их". При нем невежество и пороки не оставались без должного наказания.
По различию преступлений одни посылались под надзор и в работу в монастыри, другие долгое время находились под запрещением, а некоторые лишались и совсем священства и по приказу преосвященного отдавались в солдаты.
Такой строгий надзор епископ не ограничивал одними священноцерковнослужителями, но простирал его и на детей духовного звания, требуя, чтобы с 10 лет они поступали в духовную семинарию.
Особенно жесток он бывал при частых своих объездах епархии.
Епископ Павел с первых же дней своего приезда обратил особое внимание на Нижегородскую духовную семинарию, и хотя строго взыскивал с начальства и учеников, но зато улучшил положение последних.
Конечно, преосвященный Павел в своих решениях был отчасти прав. При пылком своем характере, знакомый с иностранной литературой, находившийся в частом общении с французскими эмигрантами, он не мог относиться равнодушно к невежеству и грубым поступкам своих подчиненных.
Решительно выступал преосвященный Павел против раскольников.
Он воскрешал, по возможности, "питиримовские времена" (имеется в виду архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим; † 1738), тем более что светские власти, ввиду выгоды преследования раскольников, всегда были к услугам Нижегородского преосвященного.
В бытность свою на Нижегородской кафедре преосвященный Павел сделался известен императору Павлу, который во время поездки в Казань дважды был в Нижнем.
Для встречи императора преосвященный приказал с необыкновенной быстротой если не исправить, то хотя бы замазать ветхости в кафедральном соборе, построенном в 1632 году и угрожавшем падением.
Всем священникам были сшиты новые ризы, а певчим форменные платья.
Как член Святейшего Синода, преосвященный Павел долго жил в Санкт-Петербурге.
Первоприсутствующим тогда в Синоде был митрополит Амвросий (Подобедов, † 1818). Сравнивая двух владык, Амвросия и Павла, обер-прокурор Святейшего Синода А. А. Яковлев в своих записках замечает, что митрополит Амвросий отличался мягкосердечием и откровенностью до болтливости, тогда как епископ Павел — мстителен, корыстолюбив, зол, скрытен, упрям, многосведущ.
И в Нижнем, и в Ярославле о нем сохранились предания как о человеке суровом.
Он был очень дружен с первоприсутствующим в Синоде митрополитом Амвросием.
Но по своей натуре преосвященный Павел был плохой товарищ.
В своих записках обер-прокурор А. А. Яковлев описывал следующий случай.
Владыка Павел, будучи как-то в размолвке с митрополитом Амвросием, предложил Яковлеву действовать заодно против Амвросия, высказав при этом и программу действий, и главную цель: Амвросия отправить в Новгород, а ему (Павлу) надеть белый клобук и занять место первоприсутствующего.
Яковлев решительно отказался от союза с ним. Увидев себя в крайне неловком положении и опасаясь, что обер-прокурор передаст Амвросию их разговор, Павел поспешил к митрополиту и прямо от прокурора поехал в Александро-Невскую лавру. Притворяясь оскорбленным и вместе с тем вполне преданным митрополиту, сказал ему, что обер-прокурор сейчас предлагал ему действовать с ним заодно в деле удаления его (Амвросия), за что обещал выхлопотать ему белый клобук.
Амвросий поверил, помирился с Павлом, и с того времени между ними был заключен самый тесный союз. 7 октября 1803 года архиепископ Павел уволен из Святейшего Синода и отправлен на свою епархию.
Удаление из Синода и неблаговоление государя так подействовали на самолюбивого архипастыря, что он, обладавший до этого цветущим здоровьем, заболел, и развившаяся в нем после удара болезнь истощила его силы и свела в могилу.
Почил он на 57-м году от рождения.
Труды: Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. Сочиненное оныя Лавры наместником иеромонахом Павлом. — СПб., 1782; М., 1790, 1796, 1801, 1809,1815,1818,1824,1829. Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой Придворной Церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны. — СПб., 1793. Отрывки из проповедей // Макарий (Миролюбов), архимандрит.
История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857. Примечания на 5-ю и 6-ю части Словаря Академии Наук. Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). — М., 1774. Литература: Чередеев К., протоиерей.
Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. — Тверь, 1859, с. 147—149. Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. — М., 1863, с. 58. Пассек В. В. Историческое описание Московского Симонова монастыря. — М., 1843, с. 222. Макарий (Миролюбов), архимандрит.
История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857, с. 180—187. Смирнов С. К., протоиерей.
История Троицкой лаврской семинарии. — М., 1867, с. 350—352, 372, 374, 505—506. Смирнов С. К., протоиерей.
История Московской Славяно-греко-латинской академии. — М., 1855, с. 323—324, 354—355. Евгений (Болховитинов), митрополит.
Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. — СПб., 1827. — Т. 2, с. 144—145. Лебедев А. Успенский кафедральный собор в городе Ярославле. — 2-е изд. — Ярославль, 1869, с. 38. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406, 1414,1418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 399. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 166. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 145,147,152,160, 334, 445, 607. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 24, 42, 58. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 166. Филарет (Гумилевский), архиепископ.
Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 389. Летопись занятий Археографической комиссии. — СПб., 1868. — Вып. 4, отд. 2, с. 68—69. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./ Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. — СПб., 1885—1888. — Т. доп., с. 17—19. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 142. Нижегородские губернские ведомости. — 1849, № 10, с. 37—39. Русский вестник. — М., 1868, № 4, с. 462. Православное обозрение. — М., 1868. — Кн. 9, с. 10—13. Вестник Европы. — СПб., 1873. — Т. 6, с. 238. Исторический вестник. — СПб., 1888, февраль, с. 428—429. — 1896, апрель, с. 175. Русский архив. — М., 1869, № 7 и 8, с. 1109. — 1870, № 4 и 5, с. 772. — 1895. — Кн. 1, № 3, с. 295. — 1910. — Кн. 1, № 1, с. 98; кн. 2, № 7, с. 439—445. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1633,1730, 2149, 2403. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 22-а (кн. 44), с. 547. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 13, с. 71—72. Павел Пономарев — Архиепископ Ярославский, Св. Синода и Российской Академии и Член Орденов Св. Александра Невского и Св. Анны 1 класса Кавалер, родился в Московской губернии Дмитровского уезда, обучался в Сергиево-Лаврской Семинарии, а потом в Московском университете, и по окончании наук проходил в учительском звании в упомянутой семинарии и наконец был наместником Лавры. С 1782 по 1783 гг. он был Ректором Московской Академии и Архимандритом Заиконоспасского Монастыря; оттуда переведен в Московский Симонов, после в Воскресенский, и наконец в Новоспасский Монастырь, из коего в 1794 году Марта 20 хиротонисан в Епископа Нижегородского; а в 1798 года Октября 26 переведен в Тверь Архиепископом и пожалован Членом Св. Синода с оставлением в С.-Петербурге; в 1800 г. Января 15 переименован Ярославским, а в 1803 г. уволен в Епархию свою и скончался в Ярославле 1805 года Марта 19, будучи от рождения 56 лет. Из сочинений его напечатаны: 1) немногие Поучения, но прочие остаются еще неизданными; 2) Краткое Историческое описание Святотроицкой Сергиевой Лавры, изданной в первый раз в С.-Петербурге 1782 г. Из переводов его с французского языка напечатана в Москве 1774 г. в 8 долю листа История о Епаминоде, Фивском Полководце.
Он перевел еще с французского же Тильемонтову Церковную Историю, но перевод сей не издан. {Болховитинов} Павел Пономарев архиепископ ярославский; † 1806 г. 19 марта. {Половцов} Павел Пономарев (Георгий Васильевич).
Архиепископ Рязанский и Касимовский с мая 2003 г.; родился 19 февраля 1952 г. в г. Караганда Казахской ССР; прошел срочную службу в Советской Армии; окончил Московскую духовную семинарию в 1976 г.; в октябре 1977 г. был принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, 17 декабря 1977 г. был пострижен в монашество, 5 марта 1978 г. рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1978 г. — во иеромонаха; с 1979 г. служил референтом Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии; в 1980 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был оставлен слушателем аспирантуры при Академии; с сентября 1981 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме, с июля 1982 г. — заместитель начальника миссии; в 1983 г. был возведен в сан игумена, в августе 1986 г. — в сан архимандрита; июль 1986 г. — июль 1988 г. — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме; в августе 1988 г. был назначен наместником Успенского Псково-Печерского монастыря; в марте 1992 г. был хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии; с декабря 1999 г. — епископ Венский и Австрийский, с апреля 2000 г. — епископ Венский и Будапештский; в феврале 2001 г. был возведен в сан архиепископа; награжден орденами преподобного Сергия Радонежского II степени дважды и благоверного князя Даниила Московского II степени.