Рубрики
Для информации: ООО «КОМПАНИЯ «НОВЫЙ СЕЗОН» - лагерь морская волна. Жалобы и отзывы на детский лагерь морская.

Панин Александр Владимирович

(р. 12.09.1936) — спец. по общетеор. филос., филос. науки, методол. науч. познания; канд. филос. наук, доц. Род. в Москве.

Окончил филос. ф-т МГУ (1969). Канд. дисс. — "Понятие естественно-научного закона и его познавательное значение" (1969). По окончании асп. работает на филос. ф-те МГУ, с 1975 — доц. Науч. интересы П. сосредоточены на проблемах филос. и методол. науки. С начала 70-х гг. особый интерес П. привлекла филос. науки К.Поппера и его последователей.

По этой тематике в 1973—1974 он проходил стажировку в Лондонском ун-те на кафедре логики и методол. науки, созданной К.Поппером и возглавлявшейся в тот период ИЛакатосом.

По результатам стажировки был опубликован ряд статей и монография "Диалектический материализм и постпозитивизм", в к-рой наряду с критикой постпозитивизма отмечал ряд идей, заслуживающих осмысления и развития.

К их числу П. относил (1981) идею автономии в развитии науч. знания (К.Поп-пер), выдвижение в качестве новых методол. единиц таких понятий, как "исследовательская программа" (И.Ла-катос), "парадигма" (Т.Кун), "теоретический плюрализм" (П.Фейерабенд), постановка проблемы науч. и иных типов рациональности, идея необходимости соединения филос. и истории науки и др. идеи. Последующее осмысление нек-рых идей постпозитивистской филос. науки приводит П. к мысли о необходимости преодоления в методол. науки дихотомии теор. и эмпирич. уровней знания и выделения третьего, метатеор. (архетипичес-кого) уровня, аналогами к-рого являются понятия "парадигмы" Куна и "ядра исследовательской программы" Лакатоса.

Эта идея получила развитие в статье П. 1986 П. разрабатывает также проблемы: наука в системе мировоз-зренч. ориентации (дилемма "сциентизм и антисциентизм"), образ науки с человеч. лицом. Разработанные на базе лекций прочитанных в МГУ осн. курс по филос. и курсы по филос. науки нашли отражение в публикации (в соавт. с П.В.Алексеевым) трех уч. пос. (1987, 1991, 1996— 1997). С 1988 по июнь 1998 П. являлся деканом филос. ф-та МГУ; принимал деятельное участие в перестройке филос. образования в стране.

В частности, в 1992 по его инициативе на ф-те была создана кафедра филос. и методол. науки, к-рую он в наст. вр. возглавляет; в 1993 было открыто отделение логики, методол. и филос. науки. Соч.: "Наука сама себе философия". [В соавт.] // Философия и наука. М., 1973; Концепции закона науки в современном позитивизме // Критика современной буржуазной философии в курсе диалектического материализма.

М., 1975; Die Entwicklung der wissenschaftlichen Kenntnisse in der Interpretation von K.R.Popper // Der dialektische Materialismus und seine Kritiker. Berlin, 1975; Критицизм как направление в западной философии науки // ВФ. 1977. № 5; Диалектический материализм и постпозитивизм.

М., 1981; Является ли дихотомия эмпирического и теоретического исчерпывающей в методологии научного познания // ФН. 1986. № 2; Диалектический материализм.

Общетеоретические принципы. (Уч. пос. для студентов филос. ф-тов). [В соавт.]. М., 1987; Критический анализ современных буржуазных концепций развития науки // Социальные и методологические проблемы современной науки. М., 1987; Диалектика и теория познания. (Уч. пос. для вузов). [В соавт.]. М., 1991; Философия.

Учебник для вузов. [В соавт.]. М., 1996; 2-е изд. — 1997, 1998, 1999; 3-е изд. — 2000.