Панибратов Виктор Никифорович
(р. 03.01.1941) — спец. в обл. онтологии, теории познания, истории и теории диалектики, филос. вопросов физики и космологии; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Разгребли Болыпесолдат-ского р-на Курской обл. Закончил филос. ф-т ЛГУ (1970), асп. Ленингр. кафедры филос. АН СССР (1976). С 1970 — на кафедре филос. Ленингр. ин-та инж. ж.-д. транспорта, с 1981 — доц. Ленингр. кафедры филос. АН СССР. С 1986 — доц. кафедры филос. Росс. гос. пед. ун-та им. А.И.Герцена, проф. (1992) ф-та филос. человека.
Докт. дисс. "Идея закона в мировоззрении и научном познании" (1991). Разрабатывает филос. концепцию закона, методол. основу к-рой составляет деятельностно-технологич. подход.
Согласно последнему, становление и развитие идеи закона в конечном счете зависит от того, насколько целесообразная деятельность людей в массе своей опосредована знанием и технологич. использованием законов природы, об-ва и познания.
Уровни такого опосредования: примитивно-технологич. — познание и использование феноменологич. законов и закономерностей природы; промышленно-технологич. — познание и использование глубинных законов природы и законов их познания; соц.-технологич. — познание и использование законов об-ва и процесса их познания; универсаль-но-технологич. — познание и использование законов коэволюции разл. обществ. групп и систем, об-ва и природы, Жизни, Разума и Вселенной и законов познания этих законов.
С универсально-техно л. уровнем связан новейший этап ист. развития идеи закона.
Осн. факторы и детерминанты этого уровня — внедрение экофильных технологий; поворот к осознанию и перестройке политико-правовых и иных обществ. отношений всего человеч. на началах высшего нравств. императива; актуализация либо возникновение связей категории "закон" с понятием хаоса, самоорганизации, отбора, информации, функции и др.; новая постановка проблемы в статистической термодинамике неравновесных процессов, в концепциях глобалистики и глоб. эволюционизма; утверждение по-стнекласс. типа науч. рациональности, новое содержание филос. рефлексии над идеей закона.
Наконец, новейший этап идеи закона существенно связан с революц. развитием теории и мировоззренч.-методол. оснований совр. космологии, в частности, с выявлением истинной, а не превращенной, проблематики так называемого антропно-го принципа.
П. доказывает, что содержанием ретроспективной версии последнего является проблема космоло-гич. обоснования и объяснения "тонкой подстройки" фундам. физ. констант и параметров Вселенной, обширности и гармоничности многообразия известных нам законов.
Пути ее решения — в теориях объединения взаимодействий и раздувающейся Вселенной, предгеометри-ческих моделях релятивистской космологии, матем. теории физ. структур.
Действительным содержанием перспективной версии является проблема космологии, обоснования возможности безграничной коэволюции земной цивилизации и космич. универсума.
В рамках изложенных идей им разработана "истинностная концепция закона науки", органически включающая проблему достоверности законов, диалектику их открытия и обоснования, классификацию их не только по степени проникновения в сущность объектов познания (на эмпирич. и теор.), но и по гносеол. качеству этих объектов — на предметные и рефлексионные (связанные с познанием законов самого процесса познания).
Соч.: Категория "закон": проблема истории и объективно-диалектического содержания.
Л., 1980; Философско-методологические вопросы физики.
Основная советская литература (1956—1980). М., 1983; Диалектическая концепция закона.
М., 1990; Антропомерность Вселенной: факты и интерпретации... // Человек как предмет философского познания.
СПб., 1992; Алгебра гармонии (Поэзия закона и благодати).
СПб., 1995; Философия и академическая наука. [В соавт.]. СПб., 2000.