Пальмин Илиодор Иванович
— юмористический поэт и сотрудник разных журналов.
Род. в Ярославской губ. 15 июля 1841; ум. в Москве 26 окт. 1891 г. Потомок старинного дворянского рода, он за заслуги отца, состоявшего членом Комитета о раненых, был после его смерти помещен казеннокоштным пенсионером в 3-ю Спб. гимназию, где и окончил курс с большим успехом, после чего поступил на юридический факультет Спб. университета, но должен был вскоре выйти оттуда по случаю его закрытия в 1863 г. Унаследовав от отца, печатавшего свои стихи в журналах 1820-х и 1830-х гг., любовь к поэзии и чувствуя с детства склонность к литературе, П. из-за расстроенных обстоятельств старухи-матери стал искать средства к жизни в литературном труде и первые его стихотворные опыты появились в "Веке" П. И. Вейнберга и "Библиотеке для Чтения" А. Ф. Писемского.
Войдя вскоре в кружок В. С. Курочкина, он сделался самым усердным его сотрудником, работая в его "Искре" почти до самого ее прекращения.
Курочкин и склонил П. окончательно к литературной деятельности и вообще много способствовал ему — руководством, советами и нравственным влиянием.
С переселением П. в Москву в 1869 г. он сделался сотрудником почти всех выходивших там периодических изданий, как крупных, так и мелких, но не оставлял сотрудничества и в Петербургских изданиях; так, он участвовал в: "Деле" Дурново, "Женском Вестнике", "Литературной Библиотеке" Богушевича, "Наблюдателе", "Русской Мысли", "Русской Сцене" Михно, "Всем. Иллюстрации", "Будильнике", "Занозе", "Осколках" , "Стрекозе" и проч., работая то под своим именем, то под разными псевдонимами, как, напр.: Трефового короля, Маралы Иерихонского, гр. Калиостро, гр. Мементо-Мори и друг. Любя очень Гейне, П. воспитался на его идеях, но весьма недурно переводил также Мицкевича, Сырокомлю и иных польских поэтов, удачно переделывал на русский лад юмористические романы немецкого поэта-карикатуриста Буша, как: "Похождение холостяка (1887), и писал пьесы: "Супружеские тайны счастливого брака" (1887), "Не хочу учиться, хочу жениться" (1888) и проч. Стихотворения П. выходили и отдельными изданиями под заглавиями: "Сны на яву", "Цветы и злаки", а "Собрания стихотворений" его были изданы редакцией "Русской Мысли" еще в 1881 г. Отличаясь добрым, тихим, скромным и незаносчивым характером, П. внушал невольно симпатию к себе и как человек. "Нов. Время" 29 окт. 1891 г., № 5628; "Библиограф" 1887—1888 гг. {Половцов} Пальмин, Илиодор Иванович — поэт (1841—1891), из дворян Ярославской губ., воспитанник СПб. 3-й гимназии.
Рано должен был искать себе средства к существованию в литературном труде; первые его стихотворные опыты появились в "Веке" П. И. Вейнберга и "Библиотеке для Чтения" А. Ф. Писемского.
Вскоре затем П. вошел в кружок сотрудников "Искры" В. С. Курочкина и сделался самым усердным ее сотрудником, работая в ней почти до самого ее прекращения.
С 1869 г. П. поселился в Москве и принимал деятельное участие в разных, по преимуществу юмористических журналах, и в "Рус. Мысли". Не отличаясь глубиной и оригинальностью дарования, П. обладал очень бойким и гладким стихом.
Полное собрание его оригинальных и переводных стихотворений издано редакцией журнала "Рус. Мысль". {Брокгауз} Пальмин, Илиодор Иванович [1841—1891 ] — поэт. Род. в дворянской семье в Ярославской губ. Окончил 3-ю петербургскую гимназию, учился на юридическом факультете Петербургского университета.
Печатал стихи в "Веке" П. И. еейнберга и "Библиотеке для чтения" А. Ф. Писемского; вскоре сблизился с В. С. Курочкиным (см.) и стал одним из ближайших участников сатирического журн. "Искра" (см.). С конца 60-х гг. деятельно сотрудничал в юмористических ("Осколки" и др.), а впоследствии и в толстых журналах ("Русская мысль"). Лучшая полоса творчества П. — период его сотрудничества в курочкинской "Искре". Стихи П. этого периода — характерные образцы революционно-демократической поэзии 60-х годов. В них П. разоблачал половинчатость так наз. "великих реформ" ("Обыкновенные песни", песня I), осмеивал фразерство либералов ("Тетушка полночь", "Великие герои") и выступал за слияние личного чувства с общественным долгом ("Свидание"). Лучшее стихотворение П. — "Requiem" ("Не плачьте над трупами павших борцов") — пользовалось большой популярностью в революционных кругах вплоть до 1917 и неоднократно перепечатывалось.
К 80-м гг. поэзия П. мельчает, общественная сатира все чаще вырождается в мелкое зубоскальство, высокая принципиальность снижается (П. не считал зазорным печататься даже в бульварном "Московском листке"). П. успешно переводил из польских поэтов, особенно из Сырокомли.
Библиография: I. Сны наяву, М., 1878; Похождения холостяка, М., 1882; Цветы и змеи, СПб, 1883. II. Лейкин H. A., Воспоминания и переписка, СПб, 1907; Амфитеатров А., Забытый смех, сб. второй, М., 1917; Мышковская Л., Чехов и юмористические журналы 80-х гг., М., 1929. Л. Б. {Лит. энц.}