Паклин Александр Федорович
— основатель "Росс. Общества застрахования судов". Род. 18 сентября 1812. Сын петербургского купца, он окончил курс наук в СПб. Коммерческом Училище и, приобретя обширные и основательные сведения в главных европейских языках, с 1826 по 1840 г. находился при великобританском консульстве в Кронштадте, а с 1840 г. по 1845 г. был на службе по Мин. Народ. Просвещения.
В 1850 г. Высочайшим указом он был определен почетным смотрителем сначала Лугского, а потом Гатчгинского уездного училища.
Верный цели полученного им воспитания быть полезным отечественной торговле и промышленности, Паклин первый постиг всю несомненность одного из недостатков, препятствовавших развитию нашей коммерческой самостоятельности и выражавшихся в отсутствии Русского купеческого флота. Произведения земли и плоды народного трудолюбия плавали на зыбком основании, частью под обеспечением иностранных кампаний и отдельных страховщиков, частью же оставались на страхе самих владетелей, потому что страхование за границей совершалось за дорогую премию, с более или менее чувствительной комиссией, сопряжено было с потерей времени, требовало связей, сношений и вообще способов, недоступных для значительной части производителей, действовавших на русском торговом поприще.
Чтобы остановить течение капиталов наших, год за год в больших массах переливавшихся за границу в виде премий и комиссий, и, вместе с тем, дать возможность обеспечивать предметы торговых оборотов России собственными ее средствами, Паклин, под названием "Российского морского и речного страхового общества", решился учредить такое страховое общество, в котором каждый мог бы соединять выгоды свои с выгодами отечества.
Составленные им для того правила удостоились Высочайшего утверждения 26 августа 1844 г. Но образование этого истинно патриотического предприятия с самого начала встретило невероятные препятствия со стороны санкт-петербургского иностранного купечества и, в особенности, английского.
Невзирая, однако же, на все уверения в несбыточности исполнения идеи Паклина, Общество образовалось, во-первых, его неутомимыми трудами, ревностными заботами и настойчивостью, свойственными характеру, насколько сильному, настолько же и благородному; во-вторых, содействием адмирала, командовавшего впоследствии двумя дивизиями Балтийского флота, П. И. Рикорда, и, в-третьих, — при помощи лиц, состоявших преимущественно на службе государственной, а также московского и других русских городов купечества.
При этом патриотические чувства отозвались и в отдаленных Сибирских губерниях, откуда многие присылали деньги за акции, так что, открыв действия свои в мае 1846 г., "Российское морское и речное страховое общество" по 1 февр. 1853 г. приобрело свыше миллиона ста тысяч руб. серебр. страховой премии; выдало более 550 тыс. руб. сер. вознаграждения за потери от бурь и от иных бедственных приключений с застрахованной собственностью; уплатило 61% дивидента, отчисленного из чистой прибыли в возврат сумм, внесенных за акции, и отложило с лишком 28 тыс. руб. сер. в запас на случай убытков, могущих возникнуть по прежним застрахованиям.
Сверх того, "Морское и речное страховое общество" увлекло за собой нескольких последователей, а именно: С.-Петербургскую коммерческую компанию мореного, речного и сухопутного страхования под фирмой "Надежда", компанию страховщиков, составленную из С.-Петербургских купцов для морского страхования, и еще две компании, из которых одна основана была в Архангельске, а другая в Вязьме для речного страхования.
Словом, предметы русской торговли стали у нас страховаться русскими, а не иностранными средствами.
С присовокуплением к колоссальной премии, приобретенной "Росс. морским и речным страховым обществом", еще премий всех помянутых компаний, — получался значительный итог их, обязанный Паклину сохранением этих сумм в отечестве.
Но если взять суммы страховой премии в тех огромных размерах, до которых дошли они впоследствии от действий подобных в России компаний, учрежденных по примеру и по следам "Росс. морского и речного страхового общества", то Паклин имеет еще большее право на признательность всех своих соотечественников, преимущественно же нашего высшего купечества, занимающегося иностранной торговлей и, по всей справедливости, достоин занять почетное место в ряду людей, принесших важную пользу отечеству.
К основанному им Обществу с 1 февр. 1852 присоединены были с Высочайшего разрешения операции транспортирования и страхования клади, — на основании правил, составленных также Паклиным.
Эти операции облегчили перевозку товаров, а в Восточную войну в особенности споспешествовали быстрому передвижению военных тяжестей.
Паклин был один из первых у нас знатоков всех учреждений английского народа по предмету торговли и купеческого мореходства.
В свое время он был не безызвестен и литературными работами. "Энциклопедический Словарь" Крайя и Старчевского, IX, 1, 137. {Половцов}