Ожогин Андрей Гаврилович
(1746, Москва — 1814, под Москвой) — арт. оперы (тенор) и драмы. С 12 лет обучался рисованию и франц. яз. в "Кл. художеств" при Моск. ун-те. В 1766— 80 выступал в моск. труппе Н. С. Титова (на сцене Головинского дворца, т-ра в доме Воронцова на Знаменке), в 1780—1803 — на сцене моск. Петровского т-ра в операх, драмах, комедиях (Д. Фонвизина, В. Капниста) и мелодрамах.
Обладал голосом глуховатого тембра, комедийным дарованием, талантом импровизации.
Исп. преимущественно острохарактерные (иногда даже женские) роли, вносил в игру яркие бытовые черты. Являясь продолжателем демократических традиций рус. нар. т-ра, подготовил почву для развития отечественного реалистического муз. т-ра. По словам современника, арт. "сооружал нам оригинальный комизм русский и тем творил охотников-зрителей родного нам театра в толпах народных". О. — предшественник В. Живокини и М. Щепкина на рус. сцене — пользовался успехом гл. обр. у демократической публики. 1-й исп. партий: Фаддея ("Мельник — колдун, обманщик и сват"), Абдаллы ("Калиф на час"), Старолета ("Счастливая Тоня"); в Москве— Скрягина ("Скупой"), Фаддея ("Сбитинщик"), Федула ("Федул с детьми"); на рус. сцене — Мартина ("Двое скупых"), Мартына ("Бочар"). Лучшие партии: Фаддей, Скрягин, Лесник Симеон, Сквалыгин, Угольщик.
Др. партии: Тарабар ("Днепровская русалка"); Грифаньо.
Партнеры: Н. В. Волков, Е. Залышкин, Е. Сандунова, Н. Соколовская, Я. Шушерин.
Лит.: Драматический словарь. — М., 1787; Макаров [M. H.]. Старинный московский комик Ожогин // Репертуар и пантеон. 1846. № 9; Брянский А. М. Русский арлекин // Любовь к трем апельсинам. — СПб., 1914. № 6—7. С. 92; Виpен В. Н. Студенческий театр при Московском университете // Вестник Московского университета. 1949. № 7. С. 76—77; Его же. Воспитанники Московского университета — деятели московского театра // Институт истории искусств: Ежегодник института. — М., 1958. С. 186— 188; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки.
Очерк. — Л., 1959. С. 186—187.