Овчинников Герман Константинович
(р. 01.07.1936) — спец. по соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Окончил ист.-филол. ф-т Пермского гос. ун-та (1959) и асп. кафедры филос. гуманит. ф-тов МГУ (1974). Осн. профессии — журналист, гос. служащий, препод, филос. Первые десять лет самостоятельной жизни работал литсотрудником в разл. газ. Пермской обл., с 1975 по 1998 — в Минвузе (Минобразовании) России (гос. советник первого класса).
Преподавал филос. в Пермском политех, ин-те, в ряде моск. вузов, гл. обр. на условиях штатного совместительства.
В наст. вр. — декан гуманит. ф-та Моск. гос. индустр. ун-та, зав. кафедрой филос. Канд. дисс. — "Массовое сознание как объект социально-философского анализа" (1975); докт. дисс. — "Противоречия между базисом и надстройкой и способы их разрешения" (1991). Действ. чл. обществ. академии гуманит. наук. Круг науч. интересов: обществ. сознание и его структура; диалектика развития соц. системы; филос. истории и др. В своих работах развивал идеи: 1) о первенстве сознания над бытием как выражении высшей формы активности сознания (в аспекте опережающего отражения бытия); об интегральной модели структуры обществ. сознания, взятого в широком смысле этого понятия; о соотношении т.н. всеобщих (естествознание, техникозна-ние, экол. знание и т.д.) и идеолог, форм сознания; о массовом и групповом сознании как особых уровнях функционирования обществ. сознания; 2) о противоречиях между базисом и надстройкой (на примере взаимодействия экономики и политики); о стадиях развития совр. об-ва и ситуациях структурного сдвига при переходе от одной стадии к др. (на примере известных стадий развития капитализма); о диалектике формирования социалист. идеала (с каждой новой стадией развития капитализма соц. идеал должен изменять свое содержание и форму; 3) о сущности фор-мационного и цивилизац. подходов к истории и их соотношении (по принципу взаимодополнения); о применении т.н. циклической методол. к анализу росс. истории, что позволяет рассматривать осн. периоды этой ист. (Киевская Русь, Моск. Русь, Росс. империя) как большие цивилизац. циклы, имеющие ряд общих черт [в начале каждого цикла — "собирание (централизация) власти", "собирание земель", "собирание высоких культур" — сознат. синтез отечеств, культуры с культурой наиболее развитых стран как предпосылка общего подъема, и др.]; о митрополите Иларионе, выдающемся древнерус. мыслителе (XI в.), как основоположнике нац. историософии, родоначальнике рус. летописания, вед. идеологе в рамках первого цикла отеч. истории.
Соч.: Специфика сознания больших социальных общностей // Критика современной буржуазной идеологии.
М., 1975; Структура общественного сознания в свете современного развития науки и техники // Проблемы социального познания.
Новосибирск, 1981; Противоречия между базисом и надстройкой и способы их разрешения.
М., 1990; К теории стадиального развития общества как социальной системы (проблемы структурного кризиса) // Общество и человек: пути самоопределения.
Вып.1. СПб., 1994; Философия истории в России (хрестоматия; сост.). М., 1996; Форма-ционный и цивилизационный подходы к истории: pro et contra // Философия истории.
М., 1999; Гео-цивилизационный фактор и некоторые особенности исторического развития России // Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI века. Ч.1. Саратов, 1999; Основные черты творческой манеры Илариона (на примере "Слова о Законе и Благодати" // XXI век: будущее России в философском измерении.
Т.4. (Философия духовности, образования, религии).
Ч.1. Екатеринбург, 1999; Основные вехи жизненного пути митрополита Илариона // Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук. М., 2000.