Осокин Михаил Алексеевич
род. 17 сент. 1903 в Крапивне Тульской губ. Композитор.
Учился в муз. кл. Орловского отд. РМО у Ф. В. Зика. В 1925—1928 обучался в Муз. техникуме им. А. Скрябина в Москве у А. В. Александрова, Г. Л. Катуара, С. Н. Василенко, по кл. дирижирования у К. С. Сараджева.
В Моск. конс. сдал кандидатские экзамены по сочинению (кл. Ан. Н. Александрова и С. H. Василенко), по дирижированию (кл. К. С. Сараджева, Л. П. Штейнберга, Л. М. Гинзбурга).
В 1921—1925 альтист симф. орк. в Орле. В 1928—1937 преподаватель муз. дисциплин в учебных заведениях и дирижер в т-рах Москвы, Балашова, Орла, Брянска, Ворошиловска.
В 1941—1948 преподаватель Туркм. муз. училища и дирижер киностудии в Ашхабаде.
В 1949—1960 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных в Москве.
В 1952—1955 также ст. редактор Гос. муз. изд-ва, в 1957—1963 преподаватель семинара самодеятельных композиторов при Моск. отд. Союза композиторов РСФСР. В 1963—1965 зав. кафедрой теории и истории музыки Моск. ин-та культуры.
Автор статей о сов. и индийской музыке в периодич. изданиях, транскрипций на хинди рус. текстов муз. произведений.
Участник работ по изучению действия звука на биологич. системы в лаборатории биофизики физического ф-та Моск. ун-та и лаборатории физической биохимии Ин-та биофизики АН СССР. Соч.: балеты — Наль и Дамаянти (либр. собств., 1958), Шарф Назиры (1965); мюзиклы — Король Матиуш Первый (по Я. Корчаку, Москва, 1965), Сказки Пушкина (Москва, 1966), Песнь о Роланде; для хора и симф. орк. — Каракумская песнь (1951); для симф. орк. — симфонии: I (1932), II (Туркменская, 1945), III (1947), IV (Симбирская, 1971), поэма На рассвете (1928), увертюра Ария занавеса (1930), картина Караван (1945), Туркменское каприччио (1946), Юмореска (1946), Туркменские эскизы (1953), Поэма успокоения (1958), Спортивная увертюра (1963), Абхазская сюита (1966), сюита Король Матиуш Первый (1966); для голоса и симф. орк. — Четыре поэмы на сл. Ф. А. Фаиза (1963); для кам. орк. — Вьетнамские эскизы (1967); для дух. орк. — шествие Советский Туркменистан (1948), Походный марш (1949), Танцы народов Латинской Америки (1964), Парафраза на старинный русский романс (1971), Раймонда-сюита (1971); для 2 скр., альта и влч. — квартеты: I (1932), II (1934), III (1946), IV (1948), V (1975); для скр., альта, влч. и гитары — Квартет (1976); для флейты, гобоя, кларнета и фагота — квартет С дальней дороги (1963); для флейты, альта, арфы и ф-п. — Летняя пастораль (1971), Софийские эскизы (1973); для саксофона, контрабаса и ударных инстр. — серенада К Международному году женщин (1975); для влч. и ф-п. — Четыре пьесы (1958); для фагота и ф-п. — Новелла, Юмореска и Баллада (1969); для арфы и флейты — Концертный дуэт (1962); для влч. и контрабаса — Соната (1972); для ф-п. — Соната (1929), Десять детских пьес (1949), Три туркменские пьесы (1950), Прелюдии и фуги (1952), Семь этюдов (1954), Двадцать пять пьес (1953), Легкие пьесы (1953), Четыре пьесы (1958), Вокруг света (1966), Вьетнамские эскизы (1966), Симбирская тетрадь (1969); для влч. — Соната (1969); для арфы — Двадцать четыре прелюдии (1966); для голоса и струн. квартета — 24 пьесы на сл. Р. Тагора (1975); для голоса и ф-п. — романсы, в т. ч. циклы на сл. П. Воронько (1952), С. Щипачева (1953), А. Пушкина, (1957), Н. Огарева (1957), Д. Кедрина (1960), Песни Индии (1960), Лаосские песни (1965), на сл. М. Лермонтова (1966), Б. Шинкуба (1968), Е. Евтушенко (1976), В. Тушновой (1976); хоры на сл. М. Исаковского и Ш. Петефи (1958); песни на сл. М. Исаковского, П. Воронько, Н. Грибачева, М. Грачева, М. Карима, Вл. Русакова и др.; музыка к спектаклям, в т. ч. "Давным-давно" (Ашхабад, 1943), "Сказка о царе Салтане" (Ашхабад, 1943), "Вишневый сад" (Ашхабад, 1944), "Пражские куранты" (Москва, 1945), "Начало пути" (Москва, 1965), "Карусель" (Москва, 1968), "Московские каникулы" (Москва, 1970); музыка к фильмам, в т. ч. "Туркменистан" (1947), "1002-я ночь" (1962); обр. песен разных народов; перелож. для ф-п. в 2 и 4 руки, в т. ч. Первой симфонии П. И. Чайковского, Классической сюиты Ан. Н. Александрова, Концерта Ж. Ибера.