Орлов Дмитрий Александрович
— известный русский тенор; род. в 1842 г.; сначала пел в хоре синодальных певчих и придворной певческой капеллы, в 1867 г. дебютировал на Императорской сцене в Москве, в "Жизни за Царя". В 1869 г. О. перешел в СПб., где пел до конца 80-х годов. Лучшими партиями О. были: Руальд в "Рогнеде", Пророк, Риенци, Сабинин в "Жизни за Царя", князь в "Русалке", Лоэнгрин, Тангейзер.
Н. С. {Брокгауз} Орлов, Дмитрий Александрович — оперный певец (драматический тенор), род. 1842. Учился в СПб. Певческой капелле, где выступал солистом в 60-х годах. Развитием голоса обязан больше всего Сетову (см.), который подготовил О. к сцене и в киевской опере которого О. пел некоторое время. 1867 дебютировал на Московской казенной сцене, в 1869 поступил на С.-Петербургскую, где и пел до 80-х годов. Особенно выделялся в партиях, где требуется главным образом большой и звучный голос. После службы в Имп. опере О. пел еще некоторое время на частных сценах. {Риман} Орлов, Дмитрий Александрович (наст. фам. Калгин) [1842, Владимир. губ. — 1919] — арт. оперы (драм. тенор), конц. певец. Род. в семье сельского священника.
Окончив Владимир. духовную семинарию, в 1860 поступил в Моск. синодальный хор. С 1863 пел в петерб.
Придв. певческой капелле.
Пению обучался пять лет в Петерб. театр. уч-ще (кл. Н. Вителяро), а также у гастролировавших в Петербурге итал. певцов, позднее совершенствовался в Милане у А. Буцци. В 1865 успешно дебютировал в партии Собинина в моск. Большом т-ре, однако был принят солистом спустя два года; выступал здесь до 1869. В 1865—67 пел в Киеве и Одессе.
В 1869—86 солист петерб.
Мариинского т-ра, в 1874 — Киев. оперы, после 1886 выступал в провинции.
Обладал феноменально гибким, сильным и звонким голосом обширного диапазона (легко брал верхнее ре и ми-бемоль).
В нач. творческого пути артиста критика писала об отсутствии у него драм. дарования.
Позднее, благодаря неустанной работе над сцен. воплощением роли (в отличие от своего конкурента по сцене Ф. Никольского), добился успеха, что отмечали П. Чайковский, Г. Ларош и др. Первые оперные партии готовил под рук. И. Сетова. 1-й исп. партий: Михаила ("Карпатская роза"), Алексея ("Ермак"), Михаилы Тучи ("Псковитянка", 1-я ред., Н. Римский-Корсаков высоко оценил исп. О.), Андрея Морозова ("Опричник"), Родольфа ("Анджело", 1-я ред.), Кирибеевича ("Купец Калашников"); в Большом т-ре — Руальда ("Рогнеда"); в Киеве — Андрея Морозова ("Опричник"), Йонтека ("Галька"); на рус. сцене — Елеазара ("Маккавеи"), Радамеса ("Аида"), Риенци ("Риенци"). Лучшие партии: Собинин, Андрей Морозов, Михайло Туча, Рауль, Иоанн Лейденский.
Др. партии: Баян, Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского);
Макс ("Вольный стрелок"), Фауст ("Фауст"), Манрико ("Трубадур"), Арнольд, Лоэнгрин, Тангейзер.
Партнеры: М. Ильина, Б. Корсов, Д. Леонова, Ю. Платонова, В. Рааб, Ф. Стравинский.
Пел п/у Э. Направника, А. Рубинштейна, И. Шрамека, И. Альтани.
В концертах исп. сольные партии в "Торжественной мессе" D-dur Л. Бетховена (в сезоне 1870/71, в ансамбле с Е. Лавровской, Ю. Платоновой, О. Палечеком), в 9-й симфонии Бетховена.
В 1870 и 1872 выступал в симф. концертах РМО п/у Э. Направника.
П. Чайковский посвятил певцу романс "Как над горячею золой" (1874). Лит.: Бастунов Э. Д. Калейдоскоп сценических воспоминаний // Исторический вестник (Пб.). 1904. Дек. С. 866—867; Богатырев П. И. На долгом пути // Моск. листок.
Иллюстрированное прибавление. — М., 1908. № 43. С. 8—9; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 219—221; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 140—142, 191; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1973—1889.— Л., 1973. С. 60, 61, 124, 125; Ларош Г. А. Избранные статьи.
Вып. 3. — Л., 1976; Кузьмін М. I. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972. С. 164.