Онноре Ирина Ивановна
(Оноре, Онорэ; урожд. Пильсудская; по мужу Онноре) [5(17).2.1838, Ковен. губ. — после 1917, Петроград] — арт. оперы (контральто), камерная певица и педагог.
С детских лет обучалась игре на ф-п. у матери (ученицы Дж. Фильда).
Окончив моск. Екатерининский ин-т, вместе с мужем, пианистом Л. Онноре, уехала за границу.
Пению обучалась вначале в Петербурге у Л. Пиччиоли, затем во Флоренции у Фонтана и в Милане у А. Буцци. Здесь ее услышал Дж. Россини, по рекомендации к-рого она стала заниматься у Ф. Персиани в Париже, где пела в салонах (преимущественно произв. рус. композиторов — М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна и арии из итал. опер). Голос певицы высоко оценили Г. Берлиоз и Э. Фреццолини.
Вернувшись в Москву, принимала участие в концертах РМО, исп. произв.
Ф. Шуберта, Р. Шумана (1-я исп. его романсов в Москве, в ансамбле с Кларой Шуман), Р. Вагнера (пела под его упр. в Москве), Глинки, Даргомыжского.
В доме певицы бывали многие известные муз. деятели: А. и Н. Рубинштейны, Г. и Ю. Венявские, В. Безекирский, Л. Минкус, X. Бюлов, Л. Лаблаш.
В 1862—66 выступала в составе моск. Итал. оперы (дебютировала в партии Азучены, в к-рой ее слушал Дж. Верди). В 1866—73 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Вани — "Жизнь за царя" М. Глинки).
В 1863—66 ежегодно гастролировала в "Ковент-Гарден" (Лондон), на сцене к-рого исп. партии Азучены, Зибеля и др. (в ансамбле с П. Луккой и А. Патти). Здесь также дала неск. концертов, в к-рых с большим успехом исп. произв. рус. композиторов.
В 1866 пела в Мадриде (т-р Россини).
Обладала голосом обширного диапазона (три октавы — от нижнего ре до верхнего ре). А. Тамбурини сравнивал голос певицы с М. Малибран.
Исп. отличалось драм. напряженностью. 1-я исп. партий: Цинки ("Карпатская роза"); в Большом т-ре — Поливоды ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Рогнеды ("Рогнеда"), Варвары ("Гроза"); на рус. сцене — Зибеля ("Фауст"); в России — Ульрики ("Бал-маскарад", 8 ноября 1862, п/у Вианези), Бианки ("Клятва" С. Меркаданте, 30 янв. 1864). Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Рогнеда ("Рогнеда"), Юдифь ("Юдифь" А. Серова), Изяслав, Азучена, Ульрика, Фидес, Паж Урбан, Маддалена, Леонора ("Фаворитка"), "Она была украшением... русской оперы и увлекательным исполнением ролей Вани, Ратмира, Рогнеды и Княгини в "Русалке" значительно способствовала популяризации у нас в Москве лучших русских опер" (П. Чайковский)*. Партнеры: А. Александрова-Кочетова, М. Владиславлев, Э. Кальцолари, Н. Лавров, Д. Орлов, П. Радонежский, И. Сетов, Э. Тамберлик.
Пела п/у И. Шрамека.
Оставив оперную сцену, продолжала выступать в концертах.
В 1861 преподавала в кл. пения для женских голосов при Моск. отд. РМО. С 1878 вела пед. деят-сть в Петербурге.
Среди ее учеников — А. Богданович.
Соч.: Одиннадцать лет в театре... [Воспоминания] // Рус. старина. 1910. № 1. С. 95—108; № 3. С. 543—554; 1912. № 1. С. 160—172; № 2. С. 316—326. Лит.: Ларош Г. Бенефис г-жи Оноре. "Руслан и Людмила" на сцене моск. оперы // Совр. летопись. 1868. № 4; Кублицкий M. E. История оперы в лучших ее представителях: Композиторы.
Певцы. Певицы. — М., 1874. С. 261 —262; Богатырев П. И. На долгом пути // Моск. листок.
Иллюстрированное прибавление.— М., 1908. № 42. С. 14; Чайковский П. И.* Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 48—49, 128, 396; Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. С. 290; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. —Л., 1971. С. 136—138; Ларош Г. А. Избранные статьи. — Л., 1974. Вып. 1. С. 157.