Окунев Михаил Михайлович

— генерал-майор корпуса корабельных инженеров, член кораблестроительного морского технического отделения; писатель.

Родился в 1810 году; 22-го января 1823 года поступил учеником в училище корабельной архитектуры, пять лет спустя перевелся в Учебный Морской рабочий экипаж.

Здесь пробыл он три года и 30-го апреля 1830 года был произведен в прапорщики Корпуса корабельных инженеров и прикомандирован к Учебному Морскому рабочему экипажу.

Произведенный в офицеры, Окунев деятельно принялся за пополнение своего специального образования и начал изучать английский и немецкий языки. Вскоре он перевел с английского: "Описание разных предположений по кораблестроению, Блака", напечатанное отдельным изданием в 1836 году. В том же году он напечатал и оригинальный свой труд: "Опыт сочинения чертежей военным судам" (СПб. 1836 г.). В следующем году Окунев напечатал в "Записках Морского Ученого Комитета" свою переводную статью: "Временные рули" и составил разрезную модель 84-пушечного корабля для Е. И. В. генерал-адмирала, за каковую модель пожалована была ему золотая табакерка.

Произведенный "за отличие" в феврале 1834 года в подпоручики, он через четыре года был произведен в поручики, а 30-го марта 1841 года в штабс-капитаны.

В это время он плавал на фрегатах "Паллада" и "Нева" по портам Финского залива и Балтийского моря. Окунев был отчислен от учебного морского рабочего экипажа, и ему поручено было исправление транспортных и ластовых судов на Галерном островке в С.-Петербурге. 25-го октября 1842 года Окунев был переведен в Черноморский флот, где в течение двух следующих лет строил пароход в 40 сил "Страшный", лоцшхуну "Астролябия" и два судна для плавучих маяков.

В 1844 году он был командирован в Англию, а по возвращении оттуда в следующем году, был командирован на уральские заводы для указания нового способа выплавки якорей.

В следующем году, за успешное выполнение всех возлагавшихся на него поручений, он был награжден орденом св. Анны 3-й степени, а еще через год, 23-го марта 1847 года, был произведен в капитаны.

С 1849 года вновь начинается его деятельность по постройке судов, и в течение двух лет им были выстроены при Николаевском порте транспорты: "Прут", "Килия", "Арагва", "Рени" и пароход "Ординарец". Кроме того, при том же порте он первый завел железное судостроение и построил железный бот, а затем собрал присланные из Англии баржу и землечерпательную машину.

Причисленный в 1851 году к Главному Правлению компаний нижегородской фабрики волжского пароходства, Окунев в течение двух лет построил 8 железных и 4 деревянных парохода для плавания по p. Волге, после чего был зачислен в Корпус корабельных инженеров Балтийского моря. В 1854 году, по поручению генерал-адмирала, Окунев осматривал порты Каспийского моря. Принимая деятельное участие по устройству Каспийской флотилии, он в 1756 году заложил в Астрахани железный винтовой транспорт "Калмык", а в следующем году работал над устройством плавучего дока. Назначенный 4-го января 1858 года старшим корабельным инженером астраханского порта, Окунев в течение двух лет построил ряд пароходов и шхун, в 1861 году был назначен состоять при петербургском порте, а шесть месяцев спустя был назначен старшим судостроителем при Кронштадтском порте, где работал главным образом по исправлению старых судов. 30-го июля 1862 года М. М. Окунев был уволен по прошению в отставку с производством в полковники, но в феврале 1868 года вновь поступил на службу и был определен старшим судостроителем петербургского порта; в следующем же году был назначен членом кораблестроительного отделения морского технического комитета.

Начав еще в 1865 году свое сочинение: "Теория и практика кораблестроения", Окунев в 1869 году поднес императору Александру II первые три части этой работы (все сочинение в 5-ти частях было закончено в 1873 году). В том же году он был командирован в Англию для осмотра новейших броненосных судов. По возвращении из Англии в 1871 году Окунев был произведен в генерал-майоры, и в течение следующего года был занят постройкой броненосного двухбашенного монитора "Крейсер", названного потом "Петр Великий". Вскоре он был командирован в Англию, по возвращении откуда Окунев прожил недолго: 24-го февраля 1873 года он умер. Кроме упомянутых работ, М. М. Окунев напечатал в 1841 г.: "Краткое руководство теории кораблестроения"; в 1862 году "О железном судостроении" Грентама (перевод с английского) и в 1867 году перевод с английского соч. Рида: "О броненосных судах". Сверх того, в "Морском Сборнике" были напечатаны следующие его статьи: "О нижегородской машинной фабрике", "О новейших способах производства стали и железа", "О сбережении топлива на броненосных судах", "Обзор последних усовершенствований по разным отраслям морского искусства", "Замечание о железной броне", "Публичные лекций о корабельной архитектуре, читанные в Кронштадте в феврале и марте 1866 г.", "Обозрение новейших способов постройки железных судов", "О средствах для развития русской морской торговли и торгового мореплавания", "О морских паровых машинах г-на Дюппюи-ди-Лома" и др. В том же журнале Окунев напечатал ряд своих переводных статей и рецензий на многие иностранные сочинения по кораблестроению. "Общий морской список" т. XI, СПб. 1899 г. стр. 90—95; "Иллюстрированная газета" 1873 г. № 9, "Русский Архив", 1875 г. № 12, ст. Геннади; "Голос" 1873 г. № 56; "Кронштадтский Вестник" 1873 г. № 26. Е. Ястребцев. {Половцов} Окунев, Михаил Михайлович — выдающийся кораб. инженер, много работавший и писавший по вопросам кораблестроения и мор. техники.

По окончании училища кораб. архит-ры (1830) произв. в прап-ки корпуса кораб. инженеров и назн. преп-лем кораб. архит-ры при учебн. мор. рабочем экипаже.

В летн. время О. плавал на фрег-х "Паллада", "Нева" и др. судах в Балт. море. Переведенный в Черномор. флот (1841), он строил мелк. суда для Николаевского порта, неоднократно был командируем в Англию для изучения желез. судостроения и на уральск. заводы для указания способов выковки крупн. частей судов. корпусов.

В 1849—1850 гг. О. завел при Никол. порте железн. судостроение, построил 5 транс-тов и парох-в и собрал неск. судов, присланных частями из Англии.

Командированный по приказанию генерал-адм. Вел. Кн. Константина Николаевича в Ниж. Новгород, он и здесь положил начало железн. судостроению, построив не менее 12 парох-в для плавания по Волге (1851—1852). С 1854 г. О. занялся по поручению генерал-адм. вопросами, связанными с выбором судостроит. базы для Касп. моря и постройкой судов Касп. фл-лии. Назн-ный старш. кораб. инженером Астраханск. порта, наблюдал за постройкой винтов. транс-тов, шхун, пароходов, строил плавуч. доки и поставил на долж. ногу астрах. механический завод. Переведенный в Балт. море (1860), О. был назначен старш. судостроителем Кронштадт. порта, производил здесь капитальн. ремонт и заканчивал постройку ряда боев. судов, в том числе корветов "Рында", "Новик", "Богатырь" и "Баян", клиперов "Алмаз" и "Жемчуг". Уволенный от службы в 1862 г., он через 6 л. вновь поступил на службу с назнач-м старш. судостроителем СПб. порта; в 1869 г. назн. членом кораблестроит. отд-ния мор. техн. комитета и в 1870 г. командирован в Англию для осмотра новейш. бр-сцев. Произв-ный в генерал-майоры, он построил при СПб. порте брон. двухбашен. монитор "Крейсер", получивший впоследствии название "Петр Великий". Сконч. в 1873 г. Наряду с плодотворн. деятельностью по постройке судов, устр-ву ряда казенных и частн. механ. заводов, О. отдавал много времени научно-литер. работе.

Постоян. сотрудник "Мор. Сб.", он поместил в нем много оригинал-х и переводн. статей по вопросам машино- и судостроения, мор. торговли и морепл-ния; главные из них: "О нижегород. машин. фабрике"; "О сопр-нии железа удару ядер"; "Обзор последн. усоверш-ний по разн. отраслям мор. иск-ва"; "Публичн. лекции из кораб. архит-ры, читанные в Кронштадте в 1866 г."; "О средствах для развития русской мор. торговли и мореплавания" и т. д. Отдельн. изданиями вышли след. сочинения О.: "Описание разных предположений по кораблестроению" Блэка, перев. с англ. (1836); "Опыт сочинения чертежей воен. судам" (1836); "Кратк. руководство теории кораблестроения" (1841); "О железн. судостроении" Грентама, пер. с англ. (1862); "Теория и практика кораблестроения", в 5 ч. (1865—1873); "Башни против бортов. системы вооружения брон. судов" (1867); "О брон. судах" Рида, пер. с англ. (1870). {Воен. энц.}