Одуев Степан Федорович
(р. 28.09.1918) — спец. по истории филос.; д-р филос. наук, проф. Закончил ист. ф-т МГУ и асп. по истории филос. С 1948 на преп. работе, в 1957—1974 в ИФ АН СССР: ст. н.с, зам. директора; с 1974 — проф. АОН (позже Академии гос. службы при Президенте РФ). Осн. науч. интересы — в обл. истории филос. (преимущественно нем. филос. мысли XIX—XX вв.) проблем человека.
Осн. труды О. посвящены иссл. филос. творч. Ницше и его влияния на филос. мышление Германии; становлению и развитию иррационалистических тенденций в нем. филос.; онтол. и гносеол. воззрениям экзистенциализма и герменевтики.
Опубликован ряд работ по филос. Гегеля и проблемам человека (его сущность и существование, необходимость, свобода и ответственность, сочетание личных и обществ. интересов, формирование сознания, гуманизм и демократия и др.). Филос. воззрения Ницше рассматриваются как поворотный пункт от классич. рационализма к свободному стилю философствования, стержнем к-рого является "переоценка всех ценностей" и осмысление с этой т. зр. нигилизма как кризисной ситуации в традиц. европ. культуре и морали.
В этом аспекте исследуется его воздействие на разл. направления и школы нем. филос. мысли — филос. жизни, антропологии, феноменологии, неогегельянства, неотомизма, полит. филос. и др. Подчеркивается эмоциональная эффективность ницшеанства, обусловливающая его влияние на дух. жизнь Германии.
Иссл. подвергаются осн. вехи в становлении и судьбах иррационалистических воззрений (от позднего Шеллинга до сер. XX в.). Иррационализм представляется одной из ветвей филос. знания, возникающей как реакция на кризисные явления классич. рационализма, стремление к преодолению его спекулятивных идеалистических концепций; в филос. рассмотрение вводится новый материал (бессознательное и подсознательное в человеч. деятельности и т.д.), новые приемы и способы филос. анализа, расширяющие и разрывающие традиц. рамки философствования; показывается, что экстремальная актуализация этих элементов приводит к девальвации разума.
Экзистенциализм и герменевтика представлены как особый вид совр. рационализма.
В работах по проблемам человека констатируется паритет личных и обществ. интересов, неразрывность свободы и ответственности (долженствования).
Формируемое в условиях "реального социализма" (в авт. рассмотрении "казарменного" или "феодального") сознание характеризуется как отчужденное, иллюзорное сознание, основанное на идеол. миротворч., как "некий вид духовной эпидемии, охватившей большинство народа", как "помраченное сознание" (см.: "Социалистическое сознание: реальность и иллюзии"). О. — заслуженный деятель науки РФ. Член Междунар. об-ва диалектич. филос. (Societas Hegeliana). Соч.: Ницшеанство.
М., 1959; Философская и социологическая мысль Германии во второй половине XIX века. [В соавт.] // История философии.
Т.III. M., 1959; Тропами Заратустры.
М., 1971 (2-е изд. — 1976); Свобода и необходимость в философии Гегеля // ФН. 1973. № 9; Диалектика личных и общественных интересов // Там же. 1988. № 4; Aktuelle Probleme der Kritik der gegenwdrtigen burgerlichen Philosophic [В соавт.]. Berlin, 1979; Социалистическое сознание: реальность и иллюзии.
М., 1991; Метаморфозы иррационализма (иррационализм в немецкой философии XIX—ХХвв.). В 2 кн. М., 1997; Навстречу Логосу: Экзистенциализм и герменевтика.
М., 1998.