Оботурова Галина Николаевна
(р. 02.01.1940) — спец. по онтологии и теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Новленское Вологодской обл. Окончила Вологодский гос. пед. ин-т, физ.-мат. ф-т (1962). Работала учителем ср. шк. (1962—1964), с 1964 преподает в Вологодский гос. пед. ин-те (с 1995 — пед. ун-т), проф. кафедры филос. ВШУ. Канд. дисс. — "Восхождение от абстрактного к конкретному в диалектике конечного и бесконечного" (1971); докт. дисс. — "Миф в структуре познания и деятельности" (1999). Разрабатываемые проблемы и темы: диалектика конечного и бесконечного; дух. культура личности; специфика мифического миропонимания; роль мифа в структуре познания и деятельности; мифотворч. в науке, политике, идеологии, педагогике, филос.; филос. проблемы образования; совр. оценка марксизма-ленинизма, место России в контексте рус. идеи и постиндустриальной парадигмы.
В работах, посвященных проблеме понимания бесконечности (1968—1971), О. трактует последнюю не только как многообразие форм движения пространственно-временных структур, но и как процесс взаимосвязи и взаимоперехода, единства прерывного и непрерывного, абсолютного и относительного.
В анализе проблем дух. культуры личности (1970—1980) О. исследует осн. направления подхода и преемственности в формировании дух. культуры учителя.
В работах по совр. оценке марксизма-ленинизма и проблемам перестройки в России (1985— 2000) исследует наличие в последних как моментов позитивных, прогрессивных, науч., так и утопических, негативных, мифических.
В анализе мифического миропонимания (1995—2000) О. показывает специфику филос. постановки проблемы, онтол. и антропол. предпосылки и основания мифического, особенность архаической логики и мышления, социокультурное и аксиол. содержание образов и ритуалов, мифотворч. как непреходящего феномена человеч. сознания, его проявления в разл. обл. познания и деятельности.
В иссл., посвященных филос. проблемам образования, О. анализирует признаки кризиса в класс. традиц. европ. системе образования, пути выхода из него, филос. понимание совр. подходов к определению содержания, методов и смысла образования.
Соч.: Бесконечность материального мира и ее отражение в диалектике понятий // ФН. 1971. № 6; Мир как единое целое: Уч. пос. Вологда, 1977 (Введение, F.V, §1, заключение);
Философия мифа. Вологда, 1998; Философия образования как способ осмысления педагогического мифотворчества // XXI век: будущее России в философском измерении: Матер. Росс. филос. конгресса (1999): Т.4. Ч.2. Екатеринбург, 1999; Миф в структуре познания и деятельности.
Вологда, 2000.