Ноткин Нота Хаимович
(Натан Ноте из Шклова;
Натан Шкловер) — выдающийся общественный деятель.
Умер в 1804 г. в Петербурге.
Сперва могилевский купец, а позже надворный советник "польско-королевского двора", как он подписывался на официальных бумагах.
Н., начиная с 1788 г., занимался поставками для армии Потемкина; потом он вел обширную торговлю в Москве, в товариществе с русскими купцами.
После смерти Потемкина он не мог добиться от казны причитавшихся ему сумм и дважды был банкротом, но это не лишило его уважения в обществе.
В 1797 г. Н. отправился из Шклова в Петербург; владелец Шклова, известный генерал Зорич, снабдил его письмом на имя генерал-прокурора князя Куракина, которого Зорич просил оказать Н. содействие в его расчетах с казной.
Однако Н. воспользовался этим знакомством с иной целью: он представил Куракину "Проект о переселении евреев колониями на плодородные степи для размножения там овец, земледелия и прочего; там же заведения, поблизости черноморских портов, фабрик — суконной, прядильной, канатной и парусной, на коих мастеровые люди были бы обучены из сего народа (т. е. евреев)". В это время против евреев было выдвинуто обвинение в эксплуатации крестьян, и своим проектом Н. имел в виду устранить, по возможности, евреев от винных промыслов; для личности Н. весьма характерно, что он решил высказаться в пользу распространения среди евреев производительного труда, к которому в то время белорусское еврейское общество относилось отрицательно.
Проекту Н. не было дано тогда хода, но когда в 1800 г. Белоруссию посетил Державин (см.), собиравшийся писать проект еврейской реформы, Н. ознакомил его со своим планом, и Державин засвидетельствовал, что он воспользовался трудом Н. — Вскоре Н. переселился в Петербург, где стал центральной личностью организовавшейся тогда небольшой еврейской общины.
В конце 1802 г. был образован особый Еврейский комитет (см.) для разработки законодательства о евреях; членам комитета было предоставлено пригласить по одному просвещенному еврею для принятия участия в комитете, и Державин остановил свой выбор на Н. (письмо Державина от 9 декабря 1802 г.). В это время деятельность Н. тесно сплелась с деятельностью Неваховича (см.) и Перетца (см.). Убедившись, что мнение Державина написано в направлении, неблагоприятном для евреев, Н. представил (1803) в комитет записку, которой пытался парализовать влияние державинского проекта.
Задача Н. заключалась в том, чтобы "преобразовать нечувствительным образом состояние сего народа, отвратить злоупотребления с его стороны, а главнейшим образом — уничтожить источник сих злоупотреблений, а именно бедность". Н. признавал, что скученные в губерниях черты евреи против своей воли причиняют вред окружающему населению, вынужденные вековыми условиями местной жизни заниматься винными промыслами.
В стремлении поднять экономическое благосостояние евреев, привлечь массу к производительному труду Н. предложил между прочим, чтобы каждое еврейское общество имело свои фабрики, на которых работали бы евреи; эти фабрики "должны считаться общей принадлежностью и собственностью; деньги, выручаемые за произведения фабрик, за вычетом платы фабрикантам и нужных издержек, должны идти на разные общеполезные цели". С целью распространить в еврейском населении общее образование, по плану Н., надлежало устроить в каждом обществе еврейские школы, в которых преподавали бы общие предметы, русский и иные языки (Н. указывал, что евреи не станут посылать своих детей в общие государственные школы). — Участвуя в комитете, Н. одновременно хлопотал перед правительством о разных еврейских нуждах; он, между прочим, добился того, что было приостановлено выселение евреев из Смоленска; по его настоянию губернаторам было предписано успокоить еврейское население относительно намерений правительства, уверить, что евреям ничто не угрожает. "Пламенея ревностным желанием видеть на старости лет единоплеменников моих на той степени благополучия, на которую Всемилостивейший Государь наш соизволяет их возвести, — писал Н. в январе 1803 г. графу Кочубею, — я употребляю ныне неусыпные труды к споспешествованию сей священной воли Августейшего Монарха.
Некий патриотический дух побуждает и ободряет меня принять на себя ходатайство за пользу общую". Невахович в посвящении своего труда на еврейском языке (переделка "Вопли дщери Иудейской") Ноткину называет его "защитником своего народа". Принимая близкое участие в делах петербургской еврейской общины, Н. между прочим позаботился об устройстве кладбища, на котором и был похоронен (см. Санкт-Петербург).
Среди потомков Н. сохранилось несколько легенд о нем. Ср.: Ю. Гессен, Евреи в России, стр. 40—44; 81—88; 291—292; 443—446; Шугуров, История евреев в России, Русский Архив, 1894; Л. Гордон, К истории поселения евреев в Петербурге, Восход, 1881 г., №№ кн. I, II. {Евр. энц.}