Ниссен-Саломан Генриетта
авт. кн. "Школа пения", музык. деятельница, р. 12 мар. 1819, † 30 авг. 1879. {Венгеров} Ниссен-Саломан, Генриетта (Nissen-Saloman; по мужу Саломан) [12.3.1819, Гетеборг, Швеция — 27.8.1879, Бад-Харцбург, Германия] — арт. оперы (сопрано), камерная певица и педагог.
Жена композитора З. Саломана.
С раннего возраста проявила незаурядные муз. способности.
Начальное муз. образование получила в Гетеборге у пастора Г. Гронтера.
С 1839 обучалась в Париже пению у М. Гарсиа-сына и игре на ф-п. у Ф. Шопена.
В 1843 дебютировала в партиях Адальжизы ("Норма") и Эльвиры ("Дон Жуан") в париж. Итал. опере, затем выступала на оперных сценах Италии, Великобритании, Швеции, Норвегии, концертировала в Лейпциге, Берлине, Дрездене, Брюсселе и Париже.
В 1844—45 пела в петерб.
Итал. опере, в 1845—48 — в Италии, Великобритании (Лондоне), Норвегии, Швеции.
В 1849—50 и 1853 принимала участие в концертах в Лейпциге (Гевандхауз) и Берлине.
С 1850 концертировала вместе с мужем в Брюсселе, Париже, России (в т. ч. в Саратове).
В 1852 выступала в одесской Итал. опере и Константинополе.
Обладала сильным голосом широкого диапазона, владела первоклассной вокальной игрой. Современники певицы считали, что она достойная соперница Ж. Линд. Лучшие партии: Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Лючия ди Ламмермур, Норма. С 1860 жила в Петербурге, где наряду с концертной вела пед. деят-сть: преподавала в муз. классах РМО, в 1862—72 и 1878—79 по приглашению А. Рубинштейна — в Петерб. конс. (проф.). В своей вокально-пед. системе ориентировалась на индивидуальность певца, придавала большое значение певческой интонации, единству слова и вокального звука, развитию выразительности тембра голоса.
Воспитывала своих учеников на произв.
М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Листа. Воспитала целую плеяду замечательных рус. певцов и вокальных педагогов.
Ученики: А. Бичурина, П. Веревкина, З. Греннинг-Вильде, Н. Енгалычева, В. Зарудная, Н. Ирецкая, М. Каменская, Е. Клебек, А. Крутикова, Е. Лавровская, А. Латернер, П. Левицкая, М. и О. Лейброк, О. Минквиц, М. Милорадович, А. Молас. А. Панаева-Карцова, А. Полякова-Хвостова.
К. Прохорова-Маурелли, В. Рааб, Ю. Решке-Кроненберг, С. Рубинштейн, Е. Серно-Соловьевич, М. Славина, Ф. Стравинский, А. Фострем, Е. Цванцигер.
Пед. талант певицы высоко ценил А. Даргомыжский.
Соч.: Школа пения. Ч. 1—3. — СПб., 1880; Школа пения. Ч. 1. Теоретическая. — СПб., 1911. (Переведена на франц. и нем. яз.) Лит.: Несколько слов о Генриетте Ниссен // Репертуар и пантеон. 1844. Т. 8. Кн. 10. С. 237— 239; [Некролог] // Нувеллист. 1879. № 6. С. 11; [Воспоминания о Г. Ниссен-Саломан] // Рус. старина. 1909. авг. С. 253—291; Там же. 1912, февр. С. 320—321; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики.
В 3 т. — М., 1956. Т. 3. С. 197—199; Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия.— М., 1968. С. 192—226.