Никулин Лев Вениаминович
[1891—] — советский писатель.
Род. в семье актера в Волынской губ. С 1911, учась в Московском коммерческом институте, начал сотрудничать в сатирических журналах и газетах (стихи, фельетоны, рецензии).
Участвовал в гражданской войне, работая в культпросвете Красной армии. В 1921 с советской дипломатической миссией ездил в Афганистан.
С 1922 целиком отдался лит-ой деятельности.
Совершил ряд поездок во Францию, Италию, Германию, Испанию, Турцию и пр. Первые лит-ые воспоминания Н. отмечены явным влиянием буржуазной эстетствующей поэзии эпохи реакции.
Ранние стихи, объединенные в сб. "История и стихи Анжелики Сафьяновой" [1918], несмотря на некоторую дозу авторской иронии по адресу "маленьких Ренье из подмосковной дачи", не подымаются над уровнем "салонной" поэзии, эпигонски разрабатывающей темы И. Северянина и А. Ахматовой.
Октябрьская революция резко изменила направленность творчества писателя.
В годы гражданской войны он обращается к героической агитке, революционной лирике, политической сатире (сб. стихов "Страдиварий", пьеса "Последний день Парижской Коммуны" и пр.). Часто примитивные по своим художественным средствам, эти произведения показательны как решительный разрыв Н. с эпигонским эстетизмом начальной поры. Как писатель Н. получил известность с переходом к художественной прозе [1923—1924]. Художник мелкобуржуазной интеллигенции, тесно связанной с богемно-артистической средой, Н. сочетал в своем творчестве увлечение романтико-авантюрными мотивами революционной борьбы (роман "Хмель", 1923) с иронически-скептическим отношением к буржуазно-мещанской действительности.
Последнее нашло свое выражение в частности в целой серии юмористических рассказов об обывателях, приспособленцах, бюрократах и т. п., трактованных в общем довольно безобидно и зачастую анекдотически ("Банный лист", "Серафим Жеребецкий", "Вторая Мещанская" и пр.), и в ряде острых, но неглубоких зарисовок мещанской ограниченности зап.-европ. цивилизации ("Парадиз" и пр.). Представляет интерес попытка Н. создать жанр революционно-приключенческого романа.
Борьба оппозиционной и правительственной партий Гюлистана (Афганистан) за обладание неким дипломатическим документом, разоблачающим продажность министров, составляет содержание романа "Никаких случайностей" [1924]. Роман, знакомя читателя с обстановкой Афганистана, с методами дипломатии империалистических государств в полуколониальных странах, обладает известной социально-познавательной ценностью.
Однако в следующем романе того же типа — "Тайна сейфа" [1925], — сюжетно более изощренном, от "революционной романтики" не остается следа. В дальнейшем Н. центр тяжести с чисто фабульных эффектов переносит в плоскость игры острыми психологическими коллизиями ("Матросская тишина", "Путешествие на Пигаль" и др.). Но психологическое содержание образов зачастую лишено социально-типического значения, заострено на необычности положения.
Разработка авантюрных сюжетов дополняется у Н. тяготением к большим историческим темам, к широкому охвату действительности ("Голые короли", 1926; "Адъютанты господа бога", 1927). "Адъютанты господа бога" — исторически-документальное повествование о разложении и распаде Российской империи в 1914—1917. Добросовестно использовав исторические материалы, Никулин все же не сумел показать исторического движения, борьбы классов, приведшей к Октябрьской революции.
На первом плане оказались такие эпизоды, как расстрел Мясоедова, деятельность Охранного отделения, убийство Распутина и т. п., тогда как роль революционной организации, фигуры большевиков и рабочих остались очерченными схематично и бегло. Узость горизонта мелкобуржуазного интеллигента, не умеющего за внешностью явлений разглядеть и ощутить логику социально-исторического процесса, преодолевается Н. в последних его произведениях 1930—1932. Очерки Н. "Письма об Испании" [1930] и в особенности двухтомный роман "Время, пространство, движение" [1931—1932] — яркие примеры быстрого идейно-художественного роста писателя, обусловленного решающими успехами соцстроительства.
Тенденция художественного развития Никулина — стремление к углубленно-реалистическому изображению действительности.
В "Письмах об Испании" Н. сумел со страны "плаща и шпаги" снять условную оперную маску, в самом пресловутом бое быков увидеть "особую отрасль чисто испанской промышленности", за пышными экзотическими декорациями разглядеть гнет фашистской диктатуры Примо де Ривера и зреющие силы революции.
Реалистичен и автобиографический роман "Время, пространство, движение" — наиболее значительное произведение Н. В замысел Н. входило дать не просто рассказ о своей жизни, а "отражение истории в человеке", свой личный биографический опыт, судьбу своего "сверстника" представить как типическую историю "молодого человека XX ст.". Н. раскрывает социальный смысл жизни поколения мелкобуржуазной интеллигенции, выраставшего в эпоху реакции после 1906, впоследствии вовлеченного в движение революционного пролетариата, из "спутника революции" ставшего ее "участником". Роман Н. — "человеческий документ" современной эпохи, он многозначителен, поскольку автор обнажает социальную почву, на которой возникали романтические шатания "молодого человека XX столетия": среду либеральных литераторов и аристократической богемы, "платонических социалистов" и прекраснодушных мечтателей, восхищающихся героями "индивидуального террора". Страницы романа, на ?-рых показаны Одесса эпохи реакции и предвоенный Париж с русской политической эмиграцией, — наиболее яркие по социальному типажу.
В жанровом отношении роман "Время, пространство, движение" представляет собой своеобразное явление.
В книге нет ни организованного романического сюжета ни хронологической последовательности мемуарного изложения.
Действие эпопеи развивается крайне свободно и непринужденно, повинуясь ассоциациям автора, прерываясь комментирующими лирико-публицистическими отступлениями, вставными новеллами-биографиями различных эпизодических персонажей.
В итоге получается объединенный единством лирической повествовательной интонации, не чуждой легкой иронии, своеобразный монтаж лит-ых портретов (Л. Рейснер, Маяковского, Куприна, Вертинского, народовольца-эмигранта О. А. Слейцова и пр.), лит-ых пейзажей, зарисовок городов и нравов, отдельных новеллистических эпизодов из жизни героя-автора и т. п. В своей автобиографической эпопее Н. подвел итог прошлому той части советской интеллигенции, которая нашла свое место в рядах революционного пролетариата.
Библиография: I. Страдиварий, Стихи, кн. II, изд. "Обелиск", Киев, 1919; Последний день Парижской Коммуны, Пьеса, Самарское отделение Гиза, Самара, 1921; Четырнадцать месяцев в Афганистане, изд. "Красная новь", М., 1923; Красный флот, Поэма, изд. "Крокодил", М., 1923; Хмель, Роман, изд. "Накануне", Берлин, 1923; То же, изд. 2-е, Л. — М., 1925; Никаких случайностей (Дипломатическая тайна), Кинематографический роман, изд. "Пучина", П., 1924; То же, изд. 2-е, "ЗиФ", М., 1925; Тайна сейфа, Роман, изд. "Пучина", Л., 1925; Голые короли, Роман с эпилогом, изд. "Пролетарий", [Харьков], [1926]; Адъютанты господа бога, Роман-хроника, изд. "Молодая гвардия", [МЛ, 1927 (было три издания в 1927); Кольцо "А", Юмористические кинорассказы, изд. "Кинопечать", М. — Л., 1927; Матросская тишина, Повести и рассказы, изд. "Круг", [МЛ, 1927; Банный лист, Рассказы, изд. "ЗиФ", М. — Л., 1927; Продавцы тайн, Сатирический роман, изд. "Молодая гвардия", [М.], 1928; Инженер Мерц (Высшая мера), Пьеса, изд. МОДПиК, Л. — М., 1928; Склока, Комедия, изд. "Теакинопечать", [М.], 1928; Вокруг Парижа, изд. "ЗиФ", М. — Л., [1929?; Высшая мера, Повести и рассказы, изд. "Федерация", М.,.[1929]; Таракановщина, Сатирическая комедия, изд. "Теакинопечать", М., 1929; Письма об Испании, изд. "Федерация", М., 1930 (изд. 2-е, М., 19''31); Записки спутника, "Издательство писателей в Ленинграде", Л., [1932]; Аттестат зрелости, Повесть, изд. Жургазобъединения, М., 1932 (Библиотека "Огонек"); Время, пространство, движение, [Автобиографическая повесть], 2 тт., изд. "Советская литература", М., 1933. II. Рецензии: Правдухин В., "Красная новь", 1925, IV; Лелевич Г., "Молодая гвардия", 1925, II — III (о "Тайне сейфа"); Фохт У., "Книгоноша", 1926, № 35 (о "Голых королях"); Селивановский А., "На литературном посту", 1927, VII; Лежнев А., "Красная новь", 1927, V (об "Адъютантах господа бога"); Фиш Г., "Звезда", 1928, II; Ежов И., "Красная новь", 1928, II (о "Матросской тишине"); Шафир А., "Новый мир", 1929, № 10; Манфред А., "Книга и революция", 1929, № 4 (о сб. "Высшая мера"); "Книга и революция", 1929, № 10; Николаева Т., "Литературная газета", 1931, № 7 ("Вокруг Парижа"); Семенов Б., "Книга и революция", 1930, № 28; Рыкова Н., "Звезда", 1931, № 3 ("Письма об Испании"); Тагер Е., "Художественная литература", 1932, № 8; Скоблин Ю., "На литературном посту", 1932, № 11 (см. об этом отзыве замечания в "Литературной газете", 1932, № 32, 17 июня, подпись: Мих); Розовская Б., "Ленинград", 1932, № 7; Дымшиц Ал., "Залп", 1932, № 9; Усиевич Е., Романтики прошлого и пафос революции, "Литературная газета", 1932, № 32, 17 июня; Горький М., Письмо Льву Никулину, "Литературная газета", 1932, № 32; Оксенов И., "Новый мир", 1933, № 4 (о "Записках спутника"); Никулин Л., Книги и путешествия, "Литературная газета", 1933, № 32. III. Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928. Е. Тагер. {Лит. энц.} Никулин, Лев Вениаминович (псевд. Льва Владимировича Ольконицкого) (1891-1967). Рус. сов. прозаик, поэт, журналист и дипломат, более известный произв. др. жанров.
Род. в Житомире (ныне - Украина), окончил Моск. коммерческий ин-т, заведовал лит. частью киноателье "Биофильм". Печататься начал с 1910 г., в годы Гражданской войны сменил политич. ориентацию: после яростных антибольшевистских фельетонов в белой печати - стал печатать столь же яростные большевистские в красной; служил в Культпросвете и политорганах Красной Армии и Балтийского флота, с 1921 г. - на дипломатической работе (побывал с сов. миссией в Афганистане).
В годы Великой Отечественной войны жил и работал в Челябинске.
Чл. СП. Лауреат Гос. премии СССР (1951). Первая НФ публикация - "Изменник" (1914). Ранние НФ р-зы и повести Н., написанные, в осн., в 1923-28 гг. и относящиеся к сатирической и юмористической НФ, составили ядро сб. - "Бацилла искренности" (1926), "Банный лист" (1927), "Ни с того, ни с сего" (1927), "Привидения Арбатского рынка" (1927). Единственный НФ роман Н. - "Тайна сейфа" (1925; др. - "Продавцы тайны") - по сути также "антикапиталистический" памфлет (см. Капитализм, Политика).
В ряде НФ р-зов 1940-х гг. - "Угадыватель мыслей" (1948) и др. - отсутствует фельетонная буффонада, ее сменила отчетливая трагическая интонация.
И. Х. Никулин, Лев Вениаминович Род. 1891, ум. 1967. Писатель.
Произведения: "России верные сыны" (роман, 1950), "Мертвая зыбь" (роман) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1952).