Николев Николай Петрович
— поэт и драматург, член Российской академии (1758—1815). Родственник и воспитанник кн. Е. Р. Дашковой, которая и ввела его в общество лучших людей Екатерининского времени, Н. до 1785 г. был на военной службе, затем ослеп и с 1801 г. безвыездно жил в Москве.
Писать Н. начал очень рано ("Сатира на развращенные нравы нынешнего века"), но в печати впервые появились при Екатерине II в "Новых Ежемесячных Сочинениях" за 1790 г. В 1795—1798 гг. вышли в свет 5 томов его "творений": 1) оды духовные, 2) оды, посвященные Екатерине II, 3) оды на общие нравственные темы и 4 и 5) разнообразные стихотворения, преимущественно любовные.
Впоследствии появились в печати: "Торжественное венчание Павла I" (1798), "Речь крестьянам Верейской округи" (1812), "По поводу кончины М. И. Голенищева-Кутузова" (1813) и др. Большим успехом пользовались его драмы ("Пальмира", "Сорена", "Самолюбивец", "Истинное постоянство", "Феникс" и др.), напеч. в "Российском Феатре". Н. писал песни в народном духе, из которых две: "Взвейся, выше понесися" и "Вечером румяну зорю" стали народными.
Многое из написанного Н. осталось ненапечатаным.
Как человек, Н. пользовался любовью и уважением своих современников; друзья, называвшие его "русским Мильтоном", несколько лет после его смерти собирались в особые заседания (беседы) в честь его, описанные в "Сыне Отечества" (1817 г., ч. XXXVI), "Русском Вестнике" (1819 г., №№ 23 и 24) и в особой брошюре: "Памятник друзьям Николева" (1819). Особенно покровительствовал ему Павел I, называвший его "L''aveugle clairvoyant". Ср. С. А. Венгеров, "Русская поэзия" (вып. V, 1895). В. Р—в. {Брокгауз} Николев, Николай Петрович член Рос. акад. и Моск. общ. любител. словесн., род. 10 ноября 1758 г., † 1815 г. 24 янв.; писатель, рано потерявший зрение. {Половцов} Николев, Николай Петрович [1758—1815] — драматург и поэт XVIII в., член Российской академии и почетный член Об-ва любителей российской словесности.
Ранняя слепота прекратила военную карьеру Н., и он отдался исключительно литературе.
Н. написал 3 комедии — типичные pieces d''intrigue, — лишеннные бытового содержания, 4 комических оперы ("Розана и Любим", "Точильщик" и др.) и 2 трагедии: "Пальмира" и "Сорена и Замир" [1784]. Последняя, завершающая драматическую деятельность Николева, доставила ему широкую известность — она нравилась зрителям сильными картинами страстей и вольнолюбивыми тирадами против восточной "тирании". Произведения Н. наполнены прославлением российской действительности.
В комических операх Н. встречаются выпады против городской жизни; наряду с этим идиллически изображается "счастливая" жизнь крестьян под властью "доброго" помещика, вплоть до готовности их "помереть за него". В одах (их всего 24, посвящены Екатерине II) Н. — эпигон Ломоносова, в других стихотворениях подражал Державину.
Любовные песенки Н., пользовавшиеся популярностью, носят псевдонародный характер.
Библиография: I. Творения, 5 чч., М., 1795—1798; Российский феатр, чч. 5, 15, 22, 23, 35, СПб, 1786—1794 (трагедии, не вошедшие в собр. творений). II. Избранные стихотворения, со ст. А. Чебышева в кн.: Венгеров С., Русская поэзия; т. I, вып. V и VI, СПб, 1897; Варнеке В., История русского театра.
Т. I. XVII и XVIII вв., 1908; Мочульский В., Комические оперетты XVIII в., Одесса, 1911; История русского театра, под ред. В. В. Каллаша и H. E. Ефроса, т. I, М., 1914. III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Геннади Г., Справочный словарь о русских писателях и ученых, т. III, М., 1908. Т. Б.-Г. {Лит. энц.}