Николаев Александр Александрович

род. 4 сент. 1903 в Харькове.

Музыковед.

Засл. деят. иск. РСФСР (1966). Кандидат искусствоведения, диссертация "Муцио Клементи.

Жизнь, деятельность, фортепианное творчество" (1938). Доктор искусствоведения, диссертация "Фортепианное наследие П. И. Чайковского" (1946). Окончил Моск. конс. в 1934 по кл. ф-п. Г. Р. Гинзбурга, в 1937—здесь же аспирантуру по истории и теории пианизма (рук. Г. М. Коган). С 1931 преподаватель Муз. училища при Моск. конс. В 1936—1940 и 1943—1948 ст. инспектор, нач. отдела, и. о. нач. ГУУЗа, консультант Комитета по делам искусств при СНК СССР. В 1939—1941 зав. кафедрой Заочного муз.-пед. ин-та. С 1937 преподаватель Моск. конс. (с 1948 проф. и зав. кафедрой истории и теории пианизма, в 1940—1942 и 1951—1954 декан ф-п. ф-та, в 1954—1973 проректор по науч. части, с 1974 проф.-консультант).

С 1962 отв. редактор сб. "Вопросы музыкально-исполнительского искусства" (с 1970 "Музыкальное исполнительство"). Сост. и редактор "Очерков по методике обучения игре на фортепиано" (вып. 1. М., 1950, 2-е изд. 1955; вып. 2. М., 1965), сб. "Мастера советской пианистической школы" (М., 1954, 2-е изд. 1961), нотных сб.: Фильд Джон. Избранные произведения для фортепиано (М., 1963); Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано (М., 1970); Скарлатти Д. Избранные сонаты для фортепиано (совм. с И. Окрайнец.

М., 1973). Автор исследований и статей по вопросам исполнительского творчества, истории фортепианной музыки, в т. ч. "Музыкальное образование и пути развития фортепианного искусства в СССР" (в кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып. 1. М., 1950, 2-е изд. 1955), "Работа над этюдами и упражнениями" (там же), "Основы советской пианистической школы" (в кн.: Мастера советской пианистической школы. М., 1954, 2-е изд. 1961), "Исполнительские и педагогические принципы А. Б. Гольденвейзера" (там же), "Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства" (там же), "Фортепианная музыка Шостаковича" (в кн.: Вопросы музыкознания, т. 1. М., 1956), "Несколько слов о детском фортепианном репертуаре" (в кн.: Вопросы фортепианной педагогики.

М., 1963), вступ. статья в нотном сб.: Фильд Джон. Избранные произведения для фортепиано (М., 1963), "Некоторые вопросы развития фортепианной техники" (в кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып. 2. М., 1965), "Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители" (в кн.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 1. М., 1965), "Пути сближения задач профессионального и общего музыкального образования" (в кн.: Методические записки по вопросам музыкального образования.

М., 1966), "Конкурсы и развитие исполнительской культуры" (в кн.: Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем.

М., 1966), "Г. Р. Гинзбург" (в кн.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 2. М., 1968), "Гольденвейзер-педагог" (в кн.: А. Б. Гольденвейзер... М., 1969), "Г. Г. Нейгауз и С. Е. Фейнберг о фортепианном искусстве" (в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5. М., 1969), вступ. ст. к нотному сб.: Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано (М., 1970), "Еще раз о семиотике и множественности исполнительского образа" (в кн.: Музыкальное исполнительство, вып. 8. М., 1973). Лит. соч.: Фортепианная музыка Чайковского.

М., 1948; Фортепианное наследие Чайковского.

М. — Л., 1949, 2-е изд. перераб.

М., 1958; Школа игры на фортепиано.

Общая ред. и сост. (совм. с Э. К. Кисель, В. А. Натансоном и H. A. Сретенской).

М. — Л., 1951, перераб. изд. М., 1963; сб. Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х гг. XIX века. Хрестоматия, вып. 1—2. Сост., ред., вступ. очерк и коммент. (совм. с В. А. Натансоном).

М., 1954, 1956; Фортепианные произведения П. И. Чайковского.

М., 1957; Первый фортепианный концерт Чайковского.

М., 1960; Джон Фильд. М., 1960.